Суеверия

Какие места Байкала запрещено посещать женщинам

Автор: Фаина Шатрова  |  2021-11-12 21:34:33

Вокруг озера Байкал есть множество мест, посещать которые местные жители не рекомендуют. Среди них есть такие, которые стоит обойти стороной именно женщинам.

Жизнь женщины-бурятки

Возраст женщины-бурятки и ее способность к деторождению напрямую влияли на ее права и обязанности. До начала регул девочка была уравнена в правах с мальчиками, потому что считалась «чистой». С вхождением в репродуктивный возраст для женщин актуализировалось множество ограничений. Основной женской функцией было рождение и воспитание детей – и пока эти обязанности не выполнены, женщина обязана была следовать правилам, закрепленным в «Уложениях» и «Приговорах» бурятского общества.

Как пишет в статье «Понятия социально-возрастного статуса женщин в традиционной культуре бурят» Д. Николаева, женщине запрещалось выходить из дома без шапочки и безрукавки, ведь нельзя было показывать «макушку – небу, а лопатки – земле». Она не могла присесть, пока муж и его родня стоит или повернуться к онгокам (духам-хранителям дома) спиной, поэтому выходить из юрты ей приходилось пятясь. Нельзя было заходить на мужскую половину, трогать оружие, называть мужа по имени.

Когда дети становились подростками, запретов у матерей после проведения специального обряда становилось меньше. Например, женщина могла свободней перемещаться по юрте и даже заходить на мужскую половину. С возрастом у женщины прав становилось больше и даже появлялись привилегии. Пожилые бурятки кушали вместе с мужчинами и принимали их гостей. Когда возраст лишал женщину ритуальной «нечистоты», ей поручались важные обязанности. Именно старые бурятки плели из конского волоса зээга – шнурок для защиты от злых духов во время родов и при болезни ребенка, шили из кожи саваны для погребения шамана и даже посещали молебны-тайлаганы.

Пещера Шаманки

Именно в репродуктивном возрасте «нечистой» женщине запрещалось посещать те места вблизи Байкала, которые имели сакральное значение и в прошлом являлись тайлаганами. Одно из них – скала Шаманка на Ольхоне. В бурятском фольклоре образованная в ней сквозная пещера – жилище правителя всего Ольхона Эжина (Бурхана). Тревожить его простым смертным было небезопасно. Мужчинам проходить мимо пещеры можно было, лишь спешившись с лошади, предварительно обвязав ее копыта тряпицами. Для женщин на появление рядом с пещерой действовал строжайший запрет.

В этой пещере бурятские шаманы издавна проводили обряды. Их духи и сегодня охраняют священное место. Исторически посещать пещеру женщине было запрещено, ведь своей «нечистотой» она оскверняла святилище. Ни одна женщина не могла и помыслить о том, чтобы войти в пещеру или проплыть мимо на лодке, ведь обходить скалу полагалось за два километра.

По бурятским поверьям ослушавшаяся женщина лишалась рассудка. Мощная энергетика места негативно влияла на слабую женскую психику – путалось сознание, возникали провалы в памяти. В легендах упоминались «нечистые» посетительницы пещеры, которых духи наказали бесплодием, трудными родами или мертвыми младенцами, поэтому женщины не только не приближались к скале сами, но и не пускали к ней детей.

Мыс Хыр-Хушун

Мыс на северо-западном берегу Байкала местные называют Хыр-Хушун – «гневный» или «сердитый». Другое название проклятого места – мыс Рытый (или Рытный). Издавна он являлся местом для проведения шаманских тайлаганов. По одной из легенд здесь в давние времена произошла битва между шаманами. Победителей в ней не было, но из-за шума проснулся здешний владыка – Ухэр-нойон. В ярости он обрушил на равнину селевой оползень, оставивший большие камни. Пока каждые три года шаманы на мысе проводили ритуалы задабривания Ухэр-нойона, он прощал тех, кто забредал на мыс. Но потом традицию нарушили – и теперь дух мстит каждому, кто окажется вблизи Хыр-Хушуна.

По другой легенде, от непрошеных гостей Хыр-Хушун охраняют злые духи братьев Алмэ и Аэрэ, которые в гневе устраивают на Байкале бури со штормами. Местные рыбаки стараются побыстрее и как можно тише проплыть мимо Хыр-Хушуна, чтобы не разбудить злых духов и не погибнуть от их ярости. Если же вынужденно приходится причаливать к берегу, полагается оставлять в дар духам обувные стельки. Охотиться или брать что-то в районе мыса запрещается.

Буряты верят, что для женщины оказаться вблизи мыса означает верную смерть. По легенде, братья так и не женились, поэтому испытывали ко всему женскому роду ненависть. Остаться незамеченными вблизи Хыр-Хушуна для женщин нет шансов. Границей, за которую запрещается заходить, считается река Анютха. Не только приближаться, но даже смотреть на святилища женщинам нельзя. В переводе с бурятского название реки переводится как «моргнуть», поэтому женщинам нужно закрыть глаза при попадании в поле зрения святого места.

Драконий клык

Прямого запрета на посещение мыса Хобой, самого северного на Ольхоне, для женщин нет, но и его стараются обходить стороной. Считается, что на шаманском святилище обитают духи недавно умерших. Поговаривают, что шаманы и сегодня здесь проводят ритуалы, помогая заглянуть в прошлое и увидеть свои прежние жизни.

Название «Хобой» мыс получил за сходство с «клыком». Буряты считают, что выступающая скала не что иное как зуб, который потерял дракон. Отсюда и другое название мыса – Драконий клык. А еще очертания мыса напоминают женскую голову. И на это у бурят есть другая легенда – о женщине, нарушившей запреты. По бурятским традициям женщина не могла иметь собственное имущество, получить наследство отца, а при отсутствии детей – и наследство мужа. Но одна завистливая бурятка попросила у тэнгрии (небесных небожителей) собственный дом – не хуже, чем у мужа. Разгневанные тэнгрии превратили женщину в камень. И повелели оставаться ей скалой до тех пор, пока на земле не исчезнет зависть.

Врата в потусторонний мир

Есть на Байкале несколько мест, которые называют вратами в потусторонние миры. Одно из них – «Чертова воронка» – находится в 30 км на северо-восток от Ольхона. Безмятежная гладь части озера, простирающаяся на два километра, опасна для любого плывущего на лодке. Но у более сильных мужчин больше шансов вырваться из смертельного водоворота, чем у слабых женщин. Пока бурятские легенды убеждают туристов в мифической природе воронки, ученые предлагают свои объяснения явления. Водоворот может возникать из-за локальных провалов на дне озера или из-за столкновения встречных течений. Впрочем, его опасность от этого не снижается.

Другие врата в потусторонний мир находятся в кратере вулкана Перетолчина. Назван вулкан по фамилии исследователя, тело которого обнаружили лишь спустя год после загадочной гибели. Вещи ученого оказались не тронуты, а его тело обнаружили в отдалении от лагеря. Причиной смерти стала необычная трещина на голове, но кто или что раскололо череп Перетолчина пополам, так и не выяснили. По преданиям, в окрестностях вулкана наблюдается аномальное течение времени, а человек может попасть в другое измерение или оказаться в потустороннем мире. Местные также верят, что именно здесь обитает Снежный человек, который, оставаясь невидимым, убивает непрошеных гостей.

Огненный Богатырь

Самый большой из мысов Ольхона был назван Огненным русскими рыбаками. Найденный в конце XVI века мыс встретил их огромным огненным столбом. Казалось, что он взмывал из вод озера в самое небо и препятствовал тому, чтобы люди ступили на священный берег. Огненные столбы наблюдались на мысе и позднее.

Ученые объяснения их природе пока не нашли. Зато бурятские шаманы уверены, что на мысе обитают духи трех стихий – воздуха, воды и огня. Неслучайно там регулярно проводились шаманские ритуалы, призванные задобрить духов, а старейшины племени приносили на мыс новорожденных младенцев, чтобы те обрели физическую силу, мудрость и долголетие. Вот только среди приносимых младенцев не было ни одной девочки. Да и принести младенца на мыс могли только мужчины.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи