Спиритизм по-русски: зачем наши предки вызывали духов
На протяжении тысячелетий человечество безуспешно пыталось узнать, что происходит с человеком после смерти. Не найдя ответа, оно обратилось к поиску контактов с духами умерших предков. Подобные опыты имели место и в России.
Древняя Русь
Традиция вызова бесплотных духов существует практически во всех странах и идёт из давних времён. Упоминания о возможностях медиумов можно встретить даже в Библии. Такие эзотерические ритуалы использовались большинством древних народов, в том числе шумерами, кельтами, персами и, разумеется, славянами. Как правило, наши предки, общались с духами ведических дохристианских богов: Перуном, Велесом, Стрибогом, Ярилой, Белобогом, Чернобогом, Колядой и множеством других. Поскольку славяне считали окружающий мир живым, нередко волхвы вызывали персонифицированные духи леса, реки или гор. Во время обряда волхву требовалось принести жертву. В основном это было домашнее животное: лошадь, корова, коза или петух. Вызванный дух обычно вырисовывался в дыму жертвенного костра и, как правило, достоверно отвечал на вопросы волхва. Достаточно часто он также действенно помогал тому племени славян, чей ритуал способствовал его появлению из потустороннего мира.
Средние века
С приходом на Русь христианства общение с духами древних богов, сил природы и умерших предков оказалось под строжайшим запретом. Если житель деревни попадался на проведении подобного обряда, то мог быть без лишних разговоров отправлен на костёр. Самое удивительное, что Иван Грозный, яростно боровшийся с колдунами, чернокнижниками и волхвами, сам не гнушался спиритических сеансов. Любовь к вызову духов у царя пробудил его личный врач и известный астролог Элизеус Бомелиус. Именно он обучил Ивана IV приёмам вызова духов. С его подачи царь неоднократно беседовал с почившими Рюриковичами, спрашивая у них совета по поводу тех или иных государственных дел. По преданию, опричнину Ивану Грозному подсказал создать его дальний предок Святополк Окаянный на одном из спиритических сеансов.
На рубеже веков
Но наибольшую популярность традиция вызова духов приобрела в России во второй половине XIX века. Увлечение на Западе крутящимися блюдцами на ватмане, на котором изображён алфавит, перенеслось на русскую почву. Спиритические сеансы активно практиковалось в аристократических салонах Санкт-Петербурга и Москвы, для чего даже приглашались западные звёзды. Приезжали знаменитый граф Калиостро, граф Сен-Жермен, астролог доктор Папюс и многие другие. Не оставались в стороне от нового веяния и в Зимнем дворце. В дневниках фрейлины императрицы А.Ф. Тютчевой читаем: «По возвращении двора в Царское село все здесь очень заняты вертящимися и пишущими столами. С ними производится множество опытов даже на вечерах у императрицы… К одной из трёх ножек стола привязан карандаш… весь вздор вертящихся столов занимает меня как игра…» Однажды в ходе одного из подобных сеансов в 1905 году доктор Папюс был срочно приглашён к Николаю II для организации спиритической аудиенции. Императору очень нужен был совет, как поступить в сложной внутриполитической ситуации. По его просьбе Папюс вызвал дух Александра III, который рекомендовал сыну беспощадно утопить в крови первую русскую революцию.
Новое время
С приходом к власти большевиков спиритические сеансы в стране не прекратились, но стали чем-то вроде привилегии. Рядовых граждан за вызов духов сурово наказывали. Зато окружившие себя колдовскими и масонскими символами новые руководители государства периодически тайно устраивали спиритические сеансы, добывая информацию по мистическим каналам. Особый интерес к подобным вещам наблюдался в 1980-е годы. К этому времени в стране уже работали закрытые институты, которые по заказу военных и спецслужб проводили, в частности, исследования феномена медиумических явлений. В прессе можно было встретить материалы, рассказывающие о специальных отделах советских спецслужб, получавших с помощью общения с высшими силами сведения, которые после проверки использовались для обеспечения безопасности государства.
Читайте наши статьи на Дзен