Божье проклятие: из-за какого греха человек мог стать вампиром
В дохристианские времена считалось, что человеческая душа не может упокоиться после смерти из-за проклятия или совершенных при жизни ужасных преступлений. Описание этой теории можно найти у Еврипида, Эсхила, а также в народных сказаниях и верованиях.
Причины превращения
После смерти в вурдалака превращался человек, проклятый родителями или согрешивший против собственной семьи.
Второй причиной превращения в вампира считалось несоблюдение правил захоронения. В каждой культуре они были свои, но выполнения требовали строжайшего. Предки считали, что только правильно похороненный человек может обрести на том свете покой или попасть в некое благословенное потустороннее царство. Например, тело павшего в бою викинга следовало положить в ладью и сжечь. Тогда усопший отправлялся в Валгаллу, великолепный пиршественный зал для доблестных воинов.
Древние скандинавы, славяне и другие народы верили, что неправильно похороненный (или вообще не погребенный, а брошенный гнить под открытым небом) покойник будет вечно скитаться по земле, мстить своим обидчикам и пить человеческую кровь. С приходом монотеизма правила игры несколько изменились.
Христианские традиции и вампиризм
Наивысшего пика христианизация Руси, Румынии и других государств на территории Европы достигла в X—XII веках. Чтобы утвердить свою власть, церковь нещадно искореняла языческие верования. Особое внимание уделялось ревностному служению Господу. Православные священники внушали новообращенным, что только истинный, преданный церкви христианин может войти в Царствие Небесное.
Предатель веры обрекался на анафему, церковное проклятие. Он не имел права общаться с истинными христианами и не мог получить предсмертного отпущения грехов. Отступников, естественно, не хоронили на освященной кладбищенской земле. В сознании народа эти постулаты наложились на языческие понятия о правильном захоронении покойников. Если человек заслужил такое страшное проклятие и не был упокоен на православном кладбище, он должен был стать вурдалаком.
Вампир всех времен и народов
Примером может служить история валашского правителя Влада III, по прозвищу Цепеш — Колосажатель . В 1456 году он вторично взошел на престол Валахии. Страну раздирали междоусобные войны. Влад был умелым бойцом и не трусил на поле брани. О его жестокости в плане расправы над врагом ходили легенды, но этим в кровавое Средневековье мало кого можно было удивить, тем более что враги, без конца атаковавшие границы его родины, поступали с валахами не менее жестоко. Превращению Цепеша в сознании народа в вампира поспособствовал другой факт из его биографии.
В 1462 году венгерские союзники осудили нового правителя Валахии за тайное пособничество туркам, что было клеветой. 10 лет он провел в тюрьме, еще 2 года — под домашним арестом. Затем король Венгрии смилостивился и предложил Владу свободу в обмен на принятие католичества. Тот был вынужден согласиться на это условие, а впоследствии еще и жениться на королевской сестре.
Предатель веры тут же был негласно осужден собственным народом. Владу вспомнили и его излюбленный способ казни. Несмотря на то что в 1475 году князь снова взошел на валахский престол, народ уже воспринимал его не иначе как кровопийцу и безбожника. Ни покаяние, ни захоронение на православном кладбище Цепешу не полагались. Люди свято верили, что после смерти он станет вампиром и уже при жизни слагали об этом легенды, ставшие в XX веке материалом для многочисленных романов и экранизаций.
Читайте наши статьи на Дзен