Почему на севере России баня была воротами в мир мертвых
С глубокой древности народы, проживавшие на севере России, воспринимали баню не только как место для проведения гигиенических процедур, но и как пограничную зону, на пороге которой отворяются ворота в мир мертвых.
Очаг
Из свидетельств арабского пилигрима X века Ибн Фадлана очевидно, что славяне-язычники и финно-угорские народы придерживались похоронного ритуала, венцом которого было сожжение тела умершего. По их верованиям, огонь представлял собой окно в мир мертвых, где обитали души предков, покинувших реальный мир. Подобная практика существовала до XII века и была привычной вплоть до времен правления Владимира Мономаха, а затем уступила место христианскому обряду, когда тело усопшего предавали земле.
Изменив ритуал, древние люди не поменяли свое сознание, поскольку перенесли все сверхъестественные свойства погребального костра на огонек, теплившийся в каменке бани. Превратив парилку в святилище предков, они воспринимали ее как портал между явью и навью, где встречались жизнью со смертью. Неслучайно именно в бане протекал процесс рождения детей и проводилась процедура последнего омовения покойника.
Дуализм бани
В большинстве карельских былин зафиксировано, что баня этим этносом воспринималась двояко. С одной стороны, мыльня представляла собой некий семейно-родовой храм, в котором жили духи-хозяева и первопредки, а с другой — опасное для живого человека место, где обитает нечистая сила.
Именно поэтому посещение бани в старину было строго регламентировано бесчисленными запретительными суевериями, оставшимися в народной памяти в виде устойчивых выражений, например: «Если долго сидеть в бане — то увидишь черта» или «Кто ходит в баню в одиночку — тот колдун».
Последнее пристанище
Считая, что в бане открываются ворота между мирами, северные народы нередко практиковали страшный, с христианской точки зрения, ритуал умерщвления стариков, инвалидов и неизлечимо больных, который проводился только зимой. Для его исполнения умирающего человека переносили в холодную нетопленную баню, у которой разбирали крышу, потому что считалось, что душа так быстрее достигнет неба.
Совершив поминальное омовение, родные покидали мыльню, а спустя пару дней возвращались, чтобы закопать окоченевший труп в земляной пол бани, поскольку в суровых условиях севера рыть яму на открытом месте было весьма проблематично.
Детское кладбище
Однако куда чаще при раскопках, проводимых археологами на месте старинных бань, обнаруживаются детские скелеты. Объясняется этот факт тем, что в старину мыльня была местом, где бабки-повитухи принимали роды. При нормальном течении процесса малыша после первого купания отправляли домой, а если в результате осложнений ребенок умирал, могилой ему служила земля под полом бани.
Фольклорист Валерий Зиновьев отмечал, что в таких случаях роженица покидала баню с поленом, обряженным как дитя, а в деревне все считали, что банник подменил ребенка, забрав его в потусторонний мир, где он воспитывался и рос в семье своих духов — предков. Причем существовало поверье, что в один прекрасный день он может покинуть мир мертвых и вернуться к живым родителям, которые на протяжении всей жизни молились, чтобы свершилось чудо возрождения.
Порой о подмене малыша говорили и в том случае, когда он, запаренный теплом, не проявлял прежней активности. Чтобы избежать отрицательных последствий, мамашам в бане рекомендовалось чаще прикасаться к детям, дабы отвести от них злых духов.
Состав воздуха
Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины» предполагает, что поверья об обитающей в бане нечистой силе не лишены основания. Однако объясняет он их не сверхъестественными эзотерическими явлениями, а способом топки бани, влиявшим на состав ее атмосферы.
Практиковавшийся на Руси розжиг баньки по-черному с переменным режимом прогрева предполагал протопку, нагрев каменки, воды и камней, а затем проветривание помещения, плотное закрытие дверей, окон и дымницы, а также непременное удаление из печи золы и углей. Но на холодном севере к теплу относились весьма бережно, поэтому редко кто выбрасывал отдававшие жар продукты горения и качественно проветривал внутреннее пространство. В результате воздух в бане представлял собой высоковлажную атмосферу с пониженным содержанием кислорода и повышенной примесью угарного газа. Вдохнув такое газовое ассорти, пожилые люди, а также те, кто страдал сердечно-сосудистыми заболеваниям, в лучшем случае испытывали недомогание, а в худшем становились жертвами внезапной смерти. Не жаловавшиеся на здоровье посетители бани из-за кислородного голодания мозга, усиленного тепловым стрессом, впадали в состояние психомоторного возбуждения, сопровождавшегося различными галлюцинациями. Именно поэтому злоупотреблявшие водными процедурами северные парильщики могли видеть в бане разнородную нечисть от черных кошек, змей и собак до поросших шерстью банников, обдерих и чертей. Все видения и несчастные случаи в бане люди связывали с происками злых потусторонних сил, а никак не с попустительским отношением к технике безопасности и охране здоровья.
И только знахари и шаманы понимали истинную причину возникновения фантомных образов и использовали это знание в своих целях. Сжигая в каменке одурманивающую белену, натирая людей мухоморовым маслом и одурманивая их галлюциногенными травами, они намеренно «погружали» сознание купальщиков в пограничное состояние, где теряется линия между миром живых и мертвых.
Читайте наши статьи на Дзен