Спасти спасителя
На прошлой неделе нас поразила тревожная новость: продан Гаврилово-Посадский конезавод, где была выведена и по сей день сохранялась ценная порода лошадей — Владимирский тяжеловоз. Один из символов России, её гордость и достояние, владимирские тяжеловозы оказались на грани исчезновения.
История на продажу
Продажу Гаврилово-Посадского конезавода нельзя назвать простой сделкой. Речь в данном случае идёт о возможной утрате исторической ценности, традиции, которой не одна сотня лет.
Гаврилов Посад исторически относится к Суздальской земле, а Суздальская земля издревле славилась коневодством. Эти земли, «владимирские черноземы» или Ополье известны своей плодородной почвой и своими лошадьми. Со времён Ивана Грозного, который к лошадям относился с особой теплотой (с большей, чем к людям) в этих местах существовали государевы конюшни. С тех лет конюшни в Гавриловом подворье стали обретать особую значимость.
Ко времени правления Алексея Михайловича среди двадцати государевых конюшен Гавриловская занимала первое место по количеству лошадей и площади земель. С первой половины XVII века село Гавриловское именовалось Государевой дворцовой слободой непашенных крестьян. Отслужив срок службы на заводе, крестьяне начинали открывать лавки, заниматься ремёслами и торговлей. Так конный завод стал в прямом смысле градообразующим предприятием. В 1789 году указом Екатерины II Гавриловская слобода приобрела статус города и переименована в Гавриловский Посад.
Памятник-конюшня
То здание, в котором до сих пор расположен конезавод, было построено в 1779 году, во времена правления Екатерины II. То есть само здание уже представляет из себя архитектурную ценность. Существует даже версия, что автором этого проекта был сподвижник Петра I, известный архитектор Пётр Михайлович Еропкин. Версия не совсем убедительная (Еропкин был казнен за полвека до строительства нового здания конезавода), но может быть принята в качестве вероятной, если учесть, что указ о постройке нового здания был издан в 1739 году Анной Иоанновной.
В 1812 году здание служило конюшней для дислокации кавалерийских частей, участвующих в Отечественной войне, позже стало пересыльной тюрьмой. Только в 1889 году, по частной инициативе князя Голицына завод снова стал функционировать. С этого времени в нём стали заниматься разведением особой породы лошадей: сверхвыносливой, пригодной для тяжелой работы на земле. Так происходило зарождение владимирского тяжеловоза.
Спаситель деревни
По сути, порода была выведена уже к началу XX века. Те качества, которые ценятся во владимирском тяжеловозе: доброта, отзывчивость, трудолюбие, неприхотливость, выносливость сделали тяжеловоза лучшим другом русского крестьянина. Официально породу признали только после войны. В тяжелое послевоенное время владимирский тяжеловоз стал спасителем деревни.
Техники не хватало, но тяжеловозы справлялись с такими объемами работ, которые были под силу не каждому трактору. Нынешняя чемпионка мира Верба смогла протащить груз в 9 тонн на расстояние в 1203 метра. При всех своих тяжеловозных качествах Владимирский тяжеловоз отличается среди других пород своей добротой и душевностью. Кажется, он соединяет в себе все лучшие черты русского народа. Незлобивый, сильный, выносливый, смиренный.
Спасти спасителя
Хорошо, что есть люди, которым не безразлична судьба достояния России и есть Интернет. Благодаря распространению информации о продаже Гаврилово-Посадского завода, а продали его за смешные 10 млн рублей, ситуацию не пустили на самотёк. Народ живо откликнулся на проблему. Посты и перепосты в социальных сетях, живое участие неравнодушных людей, желающих помочь — всё это стало залогом спасения породы.
На данный момент ситуация следующая. Благодаря поднявшейся общественности (спасибо всем, кто откликнулся на наш призыв), новые владельцы завода поняли, что о судьбе лошадей народ спросит «с пристрастием». На повестке дня стоят два основных вопроса: спасение жизни лошадей в принципе и сохранение ядра породы от бесконтрольной продажи. По сообщению активистов на месте, лошади сейчас не голодают, силосом их, слава Богу, не кормят, приоритет в продажах отдан крупным профильным хозяйствам. Есть все основания полагать, что порода будет жить. Тем не менее, важно следить за ситуацией. Владимирский тяжеловоз, ставший спасителем России в трудное для неё время, должен быть спасён.
Подписать петицию в поддержку отечественного коневодства можно здесь: http://chn.ge/195WwBd