Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-10-27 17:29:45
Орынганым Танатарова

Правила кровной мести: какими они были на Кавказе

Древний обычай кровной мести, вопреки общепринятым представлениям, вовсе не являлся чередой бессмысленных убийств. Неминуемое возмездие надежно удерживало многих людей от совершения тяжких преступлений. К тому же, обычай кровной мести требовал от жителей Кавказа соблюдения жестких правил. И далеко не всегда пострадавшая сторона стремилась непременно убить преступника или кого-то из его родственников, чаще конфликты разрешались мирным путем.

Изгнание из родных мест

Известный драматург, писатель Шапи Казиев и кандидат исторических наук Игорь Карпеев в совместной книге «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» (Москва, 2003 г.) отметили, что кровной местью карались только тяжкие, с точки зрения горцев, преступления: убийство, изнасилование, прелюбодеяние, серьезное оскорбление и т.п.

Как только жителям того ли иного населенного пункта становилось известно о преступлении, родственники подозреваемого собирались и в спешке уезжали из родных мест. Они опасались, что в порыве гнева кто-то из пострадавших может не сдержаться и отомстить без всяких разбирательств.

«В противовес изгнанию «своего кровника» общество заботилось о невыдаче других кровников, ищущих у него покровительства. Вопрос этот считался делом чести. В рассматриваемый нами период канлы [кровники] были рассеяны по всему Дагестану и надежно укрыты до примирения. Нередко они так и оставались на жительство в приютивших их селениях», – написали Ш.М. Казиев и И.В. Карпеев.

Некоторые люди предпочитали не совершать кровной мести, а лишь постоянно угрожать семье виновного, заставляя людей десятилетиями жить на чужбине в постоянном страхе. Это был своеобразный вид домашнего ареста, когда родственники убийцы не могли появляться в общественных местах, на общих праздниках, посещать различные мероприятия.

Кого нельзя убивать

Далеко не каждого человека могла коснуться кровная месть. Например, от нее освобождались все женщины и дети. Ни при каких условиях горцы не допускали убийство представительницы прекрасного пола или ребенка. Психически или умственно неполноценные мужчины, совершившие убийство по причине помутнения рассудка, тоже не могли стать жертвами расправы.

Преподаватель кафедры правовых дисциплин Чеченского государственного педуниверситета Валит Адуев написал статью «Кровная месть и примирение в обычном праве чеченцев (историко-правовой анализ)», которая была опубликована в журнале «Северо-Кавказский юридический вестник» (No 4 за 2017 год). Автор перечислил основные правила и запреты, связанные с исполнением древнего обычая.

«Согласно морально-этическим установкам, строго запрещалось убийство кровника (и не кровника) внезапно, без предупреждения, из-за угла, со спины и, тем более, безоружного, связанного, больного, дряхлого старика и, особенно, не достигшего совершеннолетия юнца… Запрещалось убивать во время месяца Рамазан, религиозных (календарных) праздников, в людном месте… Запрещалось убивать обидчика спящим, трапезничающим, совершающим молитву и т. д.», – написал В.А. Адуев.

Так что мужчина имел право покарать только равного ему противника, способного дать отпор, где-нибудь в безлюдном горном ущелье.

Когда месть обязательна

Если убийство было совершенно непреднамеренно, по неосторожности, то родственники покойного могли простить виновного, проявившего искреннее раскаяние. Совсем другое дело – умышленное преступление, например, совершенное из корыстных побуждений. В таких случаях месть вменялась в обязанность родственникам убитого, поскольку считалось, что душа жертвы не сможет упокоиться с миром, пока не будет пролита кровь. Нельзя прощать, по мнению горцев, и нанесенное всему роду оскорбление. Так, позор, причиненный в результате изнасилования, они считали возможным смыть только кровью.

Часто смертным врагом всех местных жителей становился человек, уличенный в воровстве из мечети или умышленно разрушивший единственный мостик, соединявший горное селение с внешним миром. А такие деяния, как убийство родного отца или матери, осквернение или разграбление могил, кровосмешение или гомосексуальный половой акт, считались бесчестьем для всего рода. Покарать человека, уличенного в подобных действиях, были обязаны даже его ближайшие родственники.

Иногда братья мужчины не могли простить его жену, сбежавшую от супруга, ведь брошенный горец неизбежно терял авторитет в глазах общества. Разумеется, женщину не убивали, но ее родительская семья могла подвергаться серьезным нападкам и притеснениям.

А убийство представительницы прекрасного пола считалось отмщенным лишь после смерти двоих мужчин из числа родственников преступника.

Клятва на Коране

Кандидат педагогических наук Аза Саракаева в статье «Кровная месть», которая была опубликована сайтом НОХЧАЛЛА.com в январе 2016 года, рассказала о том, как подозреваемый в убийстве человек мог убедить родственников жертвы в своей невиновности. Для этого было необходимо поклясться на Коране в присутствии уважаемых старейшин, которые как бы разделяли с подозреваемым ответственность за слова, произносимые перед Всевышним.

«Конечно, бывает и так, что дают ложную клятву. Есть даже термин в чеченском языке для такого понятия – «кхера дуй». Считается, что клятвопреступление гораздо страшнее самого убийства, и часто бывает так, что родственники убитого, зная, что перед ними стоит настоящий убийца и клянется на Коране, все-таки принимают его клятву, полагая, что он наказал себя сам и гораздо страшнее, чем это могли сделать кровники. Кхера дуй – один из самых тяжких грехов Ислама», – отметила А.Х. Саракаева.

Если клятва принята, а виновность человека впоследствии подтвердилась, то от него могут отречься все родственники и старейшины, которых он «подставил» своей ложью перед Всевышним.

Только кровный родственник

Месть потому и называется кровной, что исполнить ее могли лишь люди, связанные родственными узами с пострадавшим. Ни друзья, ни коллеги, ни соседи просто не имели права покарать виновного.

В своей статье А.Х. Саракаева привела в качестве примера историю, произошедшую в 90-х годах ХХ века. Некий мужчина убил таксиста, позарившись на его дневную выручку. И так получилось, что у покойного не было взрослых родственников-мужчин, способных отомстить. Тогда друзья таксиста, поймавшие преступника, вложили пистолет в руку его 12-летнего сына. Мальчик нажал на курок, и месть свершилась.

Если бы это сделал кто-то из друзей покойного, то родственники убийцы также могли начать кровную месть, и тогда произошла бы целая череда преступлений.

Очень часто охваченные жаждой возмездия люди карали не только непосредственного виновника преступления, но и его соучастников или, вообще, третьих лиц, просто присутствовавших при совершении убийства. В результате, у пострадавших появлялось много новых врагов, гибли десятки или даже сотни людей, а противостояние между родами продолжалось веками.

Материальная компенсация

Жители Дагестана, Абхазии, Осетии, Кабардино-Балкарии и представители других народов Кавказа могли простить убийство своего родственника, совершенное без отягчающих обстоятельств или непреднамеренно. Порой убитый был сам виноват в разжигании конфликта, в результате которого и отправился на тот свет. Различные обстоятельства учитывались обеими сторонами.

Как утверждают в своей книге Ш.М. Казиев и И.В. Карпеев, старейшины селений всегда стремились уладить дело примирением сторон. Для этого организовывались третейские суды, рассматривавшие конфликты с использованием норм как обычного (адат), так и религиозного (шариат) права.

Основываясь на степени виновности каждой из сторон, судьи решали, какую материальную компенсацию должна заплатить семья преступника. При этом, например, у осетин наибольший выкуп за преднамеренное убийство равнялся 324 коровам. Столько крупного рогатого скота не было ни у одной семьи, поэтому расплачиваться за умышленные преступления приходилось кровью. Но если виновником был, к примеру, сумасшедший, то материальная компенсация, установленная судом старейшин, обычно оказывалась по силам его семье.

В.А. Адуев в вышеупомянутой статье написал: «Так, у чеченцев родной брат убийцы обязан был заплатить родственникам убитого выкуп в размере 10 коров, двоюродный – 9 коров, троюродный брат – 8 и т.д. Кроме того, периодически выплачивал выкуп сам кровник. Система выплат была такой, что позволяла одному роду экономически поработить, сделать своим данником другой на неопределенно долгое время».

В книге «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» говорится, что жители Дагестана часто помогали односельчанам собрать материальную компенсацию для «выкупа крови». Это считалось делом, угодным Всевышнему.

Обряд примирения

У каждого народа существовали особые традиции, но суть обряда примирения между враждовавшими семьями была общей для всех. Обычно это пир на все селение, во время которого глава пострадавшего рода публично прощает кающегося убийцу.

Например, у кумыков преступник приглашал родственников своей жертвы к себе на пир и лежал у порога своего дома с обнаженной головой, пока отец или брат покойного не скажет: «Встань, мы прощаем тебя». Тогда лежащему помогали подняться на ноги остальные родственники убитого. По окончании пира представители пострадавшей стороны получали подарки: мужчины – оружие, женщины – отрезы шелковой ткани на платье. Старейшины и мусульманский судья кадий (кади) обязательно читали молитвы о примирении двух родов, и убийца с этого дня считался братом для членов простившей его семьи.

А у кюринцев преступник надевал на себя папаху, погребальный саван и вешал шашку на пояс. В таком виде старейшины вели кающегося к дому пострадавших, откуда выходил один из ближайших родственников жертвы. Он снимал с убийцы в знак прощения и шашку, и саван, и папаху, а затем гладил преступника по голове. Присутствующий во время обряда мусульманский священник читал первую суру Корана, которая называется «Аль-Фатиха» (Открывающая). На этом вражда считалась оконченной, что необходимо было хорошо отметить во время совместного застолья.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: