Арабские гаремы и гаремы у крымских татар: в чем было отличие
Когда речь заходит об исламских государствах прошлого, европейцы вспоминают о гаремах – «садах наслаждений» правителей, куда не было доступа другим мужчинам. В Крымском и Казанском ханствах, находившихся на территории современной России, гаремы тоже были, но вовсе не такие, какими их чаще всего представляют.
Гаремы на Ближнем Востоке
Пророк Мухаммед, разрешив в исламе многожёнство и наложив на женщину обязанность подчиняться мужу, фактически положил начало специфическому институту – гаремам. Слово «гарем» происходит от арабского «haram» (запретное место). Так называли помещения во дворцах знатных мусульман (султанов, ханов, шахов, беев), в которых постоянно проживали их жёны и наложницы. Гарем охранялся, а из мужчин войти в него мог только законный супруг. Поскольку без служителей мужского пола при гаремах всё же не обойтись не удавалось, сюда брали евнухов.
На Ближнем Востоке гаремы окончательно сформировались через сто лет после Мухаммеда, при халифах династии Аббасидов. Первоначально арабский гарем – это комплекс отдельных домов жён халифа, в которых вместе с женщинами жили их дети. Гаремы «классического» типа, представлявшие собой единый дворцовый комплекс, появились в X веке. Размеры гаремов со временем росли за счёт невольниц, не имевших статуса жён. Например, у халифа Гаруна-аль-Рашида было больше 2000 женщин-рабынь – служанки, танцовщицы, певицы. Постоянными любовницами халифа, рожавшими для него детей, были лишь 24 женщины. Со временем возник феномен, когда владельцы гаремов официально и вовсе были неженаты, как некоторые османские султаны. Множество наложниц хирургическим путём обрекали на бесплодие.
В Новое время одни из самых больших гаремов были у персидских шахов и у правителей мусульманской Империи Великих Моголов в Индии.
Гаремы у крымских татар
Если арабские халифы покупали женщин для гаремов на рынках невольниц, то крымские ханы брали наложниц из числа пленниц, захваченных при набегах. Татары были не покупателями, а поставщиками «живого товара» в другие исламские страны. Например, знаменитая Роксолана, единственная жена султана Сулеймана Великолепного, была похищена во время татарского набега на Западную Украину.
Однако не стоит представлять ханский гарем исключительно по поэме Александра Пушкина «Бахчисарайский фонтан», где хан Гирей домогается любви пленной полячки Марии, забросив государственные обязанности.
В отличие от Османской империи, крымские ханы куда больше ценили законных жён, чаще всего выбиравшихся из числа знатных татарок или черкесок. Жёны ханов пользовались большой свободой, например, могли в любое время покидать Бахчисарай и жить в собственных загородных дворцах. Крымский гарем был не скопищем наложниц, а в большей степени местом, где жили родственницы ханов – не только жёны, но и матери, тётки и дочери. Сераль в Бахчисарае насчитывал около 70 комнат, а управляла им валиде — очень уважаемая при дворе женщина (это звание чаще всего получала мать хана).
Гаремы у казанских татар
Похожие традиции сложились и в Казани. Как отмечает писательница Ольга Иванова, автор трилогии «Повелительницы Казани», многие документальные свидетельства о жизни ханских гаремов в Казани сгорели при взятии города русскими войсками. Однако, по её словам, татарские женщины в целом были более раскрепощёнными, чем, например, турчанки. В Казани не прижилась традиция ношения чадры. Это наследие Золотой Орды, которая далеко не сразу стала исламской. В этой стране, по свидетельствам средневековых путешественников, женщин почитали порой даже больше, чем мужчин.
В Казанском ханстве у правителей было по 4 официальных жены, многие из которых играли существенную роль в управлении государством, например, ханши Нур-Султан и Суюмбике, которые не были пленницами, а происходили из аристократических семей. В таких условиях возможностей повышения статуса у наложниц из гаремов почти не было. Однако были и исключения – одна из помещённых в гарем русских невольниц, происходившая из княжеского рода, смогла стать официальной женой хана Сафа-Гирея и родила ему ребёнка.
Читайте наши статьи на Дзен