Обряд воздушного захоронения: какие российские народы не предают земле своих покойников
Одной из древнейших разновидностей погребения является воздушный похоронный обряд, который был характерен для представителей разных народов. Причем индейцы Северной Америки, японцы, баски, грузины, некоторые монголоязычные и тюркские племена при его совершении руководствовались различными религиозными мотивами. На территории современной России тоже живет несколько народов, предки которых предпочитали хоронить воздушным способом.
Адыги (черкесы)
Научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т. М. Керашева Бэлла Хотко написала статью «Обряд «воздушного» погребения в пространстве языческой культуры абхазов и адыгов», которая была опубликована в журнале «Вестник Адыгейского государственного университета» (№ 1 за 2011 г.). В своей работе исследовательница отметила, что вероятнее всего корни древнего похоронного обряда кроются в черкесском друидизме – поклонении деревьям, которое связано с могущественным богом грома и молний Шибле.
Как рассказывает Б. Хотко, адыги издревле хоронили мужчин, подвешивая гробы с их останками на деревьях, а женщин закапывали в могилы, что отражало общее представление язычников о том, что земля – это проявление женского начала, а небо обладает мужской энергетикой. Рядом с покойным воином на дереве также подвешивались его одежда, вещи и оружие.
Впоследствии подобный обычай стал уходить в прошлое, но даже в середине XIX века имели место единичные случаи, когда таким образом хоронили людей знатных и влиятельных или тех, кто погиб в результате удара молнии. Такая смерть считалась проявлением милости бога Шибле, поэтому уважаемого человека обычно провожали в последний путь торжественно. Его тело укладывали в деревянную колоду, выдолбленную из ствола дуба, затем такой самодельный гроб плотно закрывали и высоко подвешивали.
«В основе обряда просматривается связь человека и дерева. Можно предположить, что смыслом ритуала являлась передача души и тела умершего своему первопредку – дереву, от которого произошли все люди», – писала Б. Хотко.
Исследователи полагают, что через несколько лет после воздушных похорон близкие покойного адыга, скорее всего, переносили его истлевшие кости в родовую гробницу.
Буряты
Далеко не всех покойников удостаивали чести воздушных похорон и буряты. Представители этого народа всегда особо почитали шаманов, которых называли избранниками духов. Тех кто в течение своей жизни выступал посредником между людьми и потусторонними силами, было принято хоронить с соблюдением особых ритуалов.
Доктор исторических наук Сэсэгма Жамбалова и кандидат исторических наук Арюна Суворова – авторы статьи «Стереотипы ритуальной погребальной обрядности бурятских шаманов» (напечатана в журнале «Гуманитарный вектор», № 2 за 2013 г.), считают, что древний обычай воздушного захоронения шаманов сохранился у бурятов по сей день.
«В 2011 г. в некоторых местах Иркутской области информанты видят подвешенные на цепях на четырёх деревьях колоды из лиственницы. Они предполагают, что это погребения 1970-1980-х гг. Буряты XXI в. отмечают бытование обычая похорон шаманов в лиственничных колодах, подвешенных на дерево волосяными верёвками», – констатируют С. Г. Жамбалова и А. С. Суворова.
В древности тела шаманов доставлялись в лес и укладывались на специальный помост, носивший название «аранга». Впрочем, многие особенности ритуала зависели от прижизненного положения конкретного человека в иерархии заклинателей духов. Например, Хан Манзата абая, который жил в улусе Дархатуй Иркутской губернии в 1700-1750 годах, был похоронен как шаман высокого ранга. Его тело положили в лиственничный саркофаг, который установили на четырех столбах в районе поселка Бильчир.
Манси и ханты
По мнению большинства этнографов, в древние времена ханты и манси всех своих покойников оставляли в стволах деревьев, но затем так стали поступать только с маленькими детьми, умершими при рождении или в возрасте до одного года. Их тела заворачивали в бересту или клали в зыбку, а затем пристраивали в дуплах или под корнями деревьев. Так делали представители многих коренных народов Урала и Сибири.
Кандидат исторических наук Татьяна Волдина посвятила данной теме статью «Образ древа жизни в традиционной культуре обских угров в контексте реинкарнации», которая была опубликована в журнале «Финно-угорский мир» (№ 4 за 2015 г.). С точки зрения автора, в основе многих обрядов и традиций, которых придерживаются манси и ханты, лежит древнейший архетип мирового дерева, которое соединяет все миры и представляет собой универсальный символ возрождения.
В сознании обских угров древо жизни связано с могущественной богиней Калтащ, ведующей реинкарнацией. Манси и ханты верили, что душа человека имеет крылья и покидает тело умирающего в образе птицы.
То есть, оставляя тела младенцев в дуплах деревьев, обские угры стремились таким образом облегчить их душам переход в иной мир.
Мордва (мокша и эрзя)
Мокшане и эрзяне традицию воздушных похорон утратили довольно давно. По утверждению ученых, эти люди устраивали временное захоронение на деревьях, только если человек умирал зимой или ранней весной, когда земля еще мерзлая и выкопать глубокую могилу довольно проблематично. Покойника обычно укладывали в гроб, сделанный из двух выдолбленных колод, и подвешивали на дереве. Но затем, когда земля оттаивала, останки закапывали в землю.
Правда, память о воздушных захоронениях сохранилась в фольклоре. Об этом доктора филологических наук Юрий Антонов и Светлана Шеянова написали в совместной работе «Рецепция традиционной обрядовой культуры в литературном дискурсе Мордовии», напечатанной в журнале «Вестник угроведения» (№ 2 за 2016 г.).
Например, мордовский поэт Дмитрий Морской (Малышев) в своем произведении «Ульяна Сосновская», отображая древний похоронный обряд, основывался на фольклорных источниках:
«Еще раз оплакали и миром
Отнесли на Урьке-пря его.
Привязали гроб к вершине дуба,
Чтобы ветер до весны качал…»
Ненцы
Исследователь культуры коренных малочисленных народов Севера, кандидат исторических наук Леонид Лар описал различные виды воздушных захоронений ненцев в своей статье «Ямал Хэбидя я” – священные места на Ямале» (журнал «Вестник археологии, антропологии и этнографии», № 4 за 2004 г.). По словам ученого, обычно это действо совершалось на родовых территориях. Как правило, на холмах и неподтопляемых возвышенностях на берегах рек и озер.
«На Ямале нами были обнаружены захоронения различных форм. Это захоронения в калданке (хой нгано), острые концы которой обработаны по размеру фигуры; захоронения в колоде, в удлиненных формах, напоминающих бочки для засолки рыбы; захоронения на нартах, в сооружениях, похожих на обломки кораблей (больших лодок); в сооружениях, похожих на священные нарты (с ларцами), возможно, так хоронили шаманов в давние времена», – отмечал Л. Лар.
Как утверждает исследователь, способ воздушного захоронения до сих пор остается основным у ненцев на Ямале. Представители этого народа уверены, что душа человека не умирает, а просто переходит в иной мир. И совершить это путешествие легче всего по воздуху.
Тувинцы
При советской власти тувинцев буквально заставили закапывать покойников в землю. Об этом кандидат исторических наук Владимир Кисель поведал в статье «Современный похоронно-поминальный ритуал тувинцев» (электронный научный журнал «Новые исследования Тувы», № 4 за 2010 г.).
Первый республиканский указ о повсеместном переходе к ингумации вышел в 1921 году. Чиновники-коммунисты объяснили свое требование необходимостью соблюдать санитарные нормы. Но в отдаленных районах Тувы прежний обычай сохранялся вплоть до середины ХХ века.
Примечательно, что местные жители нашли выход из сложившейся ситуации. Чтобы не провоцировать власти, но и не нарушать древних традиций, тувинцы стали устанавливать в могильных ямах деревянные столбы с навесом из жердей. Таким образом, гроб находился под землей, но в то же время был в воздушном пространстве. Иногда над гробом шамана устраивали настоящий дощатый навес, чтобы «земля не давила» на покойного.
Эвены
Директор этноэкологического центра коренных малочисленных народов Севера «Гарпанга» Юрий Слепцов – автор статьи «Чурима белого шамана», опубликованной в журнале «Наука из первых рук» (№ 5 за 2010 г.), подчеркивал, что в старину воздушное захоронение считалось у эвенов наиболее престижным, такой чести удостаивались старейшины рода и шаманы.
Правда, с распространением христианства древние традиции исчезли, встречаются лишь их отголоски. Например, одним из элементов шаманского погребения является чурима – ритуальное сооружение, напоминающее остов чума. Ее обычно возводят из нескольких деревянных жердей, сложенных в форме пирамиды. Чурима символизирует жилище шамана в ином мире.
В некоторых отдаленных уголках Якутии, где компактно проживают эвены, можно увидеть, как за одной могильной оградой соседствуют православный крест и чурима.
Якуты (саха)
Если упомянутые в начале статьи адыги развешивали на дереве одежду и оружие покойного, то якуты вешали останки лошадей, чтобы покойный мог отправиться в потусторонний мир верхом. Этот необычный обряд кандидат исторических наук Валерий Васильев описал в своей статье «К генезису обычая погребения с конем у народа саха в свете культурного «пограничья» тюркского мира» (журнал «Известия Лаборатории древних технологий», № 2 за 2014 г.).
Науке известны два типа воздушного захоронения людей вместе с лошадьми. Либо на специальном деревянном помосте укладывается целый труп коня, который должен сопровождать своего хозяина в загробном путешествии, либо на дереве у могилы развешиваются останки жертвенного животного – череп, копыта, шкура и хвост.
«Эти этнографические объекты символизируют собой Мировое древо, по стволу которого душа покойника вместе с конем возносится в Верхний мир. Более усложненным вариантом образа священного дерева являются коновязи и помосты на столбах», – отмечал В. Васильев.
Читайте наши статьи на Дзен