Почему мусульмане не ходят в трауре больше трех дней
Смерть человека – большое горе для его родных и близких. Представители разных культур по-своему организовывают похороны и поминки, выражают соболезнования. При этом учитывается множество факторов, в том числе религиозная принадлежность покойника и его родственников. Согласно мусульманским обычаям, слова утешения и поддержки человеку, которого постигла утрата, варьируются в зависимости от того, является он единоверцем или нет.
Соболезновать необходимо
Исламский ученый Абу Бакр аль-Касани, живший в XII веке, написал книгу «Китаб аль-джаназа ва-ль-истифада мин хаза (Книга о джаназа)». Она была опубликована в 2006 году нижегородским издательством «Махинур» (переводчик А. Муслимов). Автор отметил, что мусульманин должен, услышав о смерти знакомого человека, проявить сочувствие к его родным и близким.
«Выражение соболезнования (тазия) совершается для успокоения семьи покойного. Моральной поддержкой со стороны родственников безусловно является напоминание близким умершего о терпении и о том, какую награду за терпение они получат, что жизнь и смерть это воля Аллаха и с этим нужно смириться, и молиться за покойного (делать дуа)», – написал Абу Бакр аль-Касани.
Богословы утверждают, что соболезновать людям, которых постигло горе, – это обязанность каждого мусульманина. Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини, более известный как Ибн Маджа (824-887 гг.), составил сборник хадисов «Сунан Ибн Маджа», в котором приведены предания о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, его ближайших сподвижников. В этом религиозном тексте говорится: «Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Всевышний Аллах в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства» (хадис 1601).
Впрочем, если утрата постигла не мусульманина, посочувствовать чужому горю тоже необходимо. Правда, стоит учитывать, кем был сам покойный.
Если горе у мусульман
Как написал в своей книге Абу Бакр аль-Касани, траур вдовы по умершему супругу не должен длиться дольше четырех месяцев и 10 дней. Всем остальным родственникам на выражение скорби отводится не более трех дней и ночей с момента смерти конкретного человека, кем бы он ни был. За это время необходимо успеть выразить соболезнование, позднее делать это нежелательно, ведь слова утешения могут лишь напомнить людям, отошедшим от скорби, о постигшем их горе.
Единственное исключение сделано для путников, которые узнали о смерти знакомого позже, чем прошло 3 дня с момента смерти. В таком случае необходимо выразить соболезнование родственникам покойного, не откладывая на потом.
Единоверцу, чей умерший член семьи тоже был мусульманином, необходимо сказать: «Да преувеличит Аллах твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение, и да простит Аллах твоего покойного» (в арабской транскрипции: ««А‘замал-лаху аджракя ва ахсана ‘аза-’акя ва гафара лимай-йитикя»).
Соболезнование желательно выразить всем родным и близким умершего, включая и друзей, начиная с тех людей, которым тяжелее всего пережить горе. Слова утешения и поддержки также можно отправить в письменном виде или просто передать через общего знакомого, если нет возможности лично посетить скорбящих.
На мусульманских похоронах часто можно услышать фразы: «Все мы принадлежим Аллаху, такова его воля», «Да ниспошлет Аллах вам терпение», «Да простит Аллах вашего умершего» и «Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам». Все эти слова призваны успокоить людей, переживающих утрату. Скорбящие родственники обязательно благодарят знакомых за высказанные соболезнования.
Если умер мусульманин
Выражая слова утешения и поддержки человеку, не являющемуся приверженцем ислама, мусульманин должен учитывать: к какой религии относился сам покойный. Не обязательно все члены семьи придерживаются одной веры, человек может принять ислам (или отречься от него), следуя своим убеждениям.
Допустим, покойный был мусульманином, а его ближайшие родственники не относятся к братьям по вере. Тогда, выражая соболезнование, необходимо сказать: «Да простит Аллах грехи твоему умершему и да украсит твое терпение» (в арабской транскрипции: «Ахсанал-лаху ‘аза-’ака ва гафара лимай-итикя»).
То есть, пожелав покойному единоверцу прощение грехов и милость Всевышнего на том свете, нельзя говорить его родственнику, не являющемуся мусульманином, фразы вроде: «Да увеличит тебе Аллах вознаграждение». Следует помнить, что этот человек придерживается другой религии, и желать ему помощи Аллаха, как минимум, было бы не совсем этичным.
Если умер не мусульманин
Бывает и так, что мусульманин хоронит близкого человека, принадлежавшего к другой вере. Тогда ему следует выразить соболезнование: «Да преувеличит Аллах твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение» (в арабской транскрипции: «А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака»).
Другими словами, пожелав помощь Аллаха брату по вере, которого постигла утрата, нельзя молить Всевышнего о прощении грехов покойного, который не был мусульманином. Это логично: если человек придерживался другой религии или являлся атеистом, то было бы странным желать ему милости Аллаха.
Кроме того, принося соболезнования, следует учитывать – не был ли покойный вероотступником. Ведь человек мог, родившись в семье правоверных, отказаться от религии предков. Большинство исламских богословов крайне негативно относятся к таким людям. Они ссылаются на текст Корана: «Те, которые не уверовали и отклонились от пути, указанного Аллахом, и более того, запретили другим верить в Аллаха и сами умерли неверующими, тех Аллах не простит» (сура «Мухаммад», аят 34).
Человека, который отрекся от религии предков-мусульман, богословы считают отклонившимся от пути. И пожелание ему покоя на том свете не одобряется религиозными деятелями. Хотя это и не означает, что нельзя сочувствовать горю его правоверных родственников.
Если горе у не мусульман
Очень часто по соседству с мусульманами живут приверженцы других религий. И их семьи тоже переживают горе в связи с кончиной близкого человека. В таких случаях можно выразить соболезнование общими фразами, в которых не упоминается имя Всевышнего. Например, просто пожелать людям утешения или посоветовать быть сильными перед лицом постигшей их утраты.
Следует ли выражать соболезнование приверженцам другой религии в связи с кончиной человека, не исповедовавшего ислам – на эту тему ведутся споры. Большинство религиозных деятелей считают это желательным, но не обязательным делом. Особенно, если нет никакой надежды, что скорбящие люди когда-нибудь уверуют в Аллаха. Подобного мнения придерживался, например, известный богослов-законовед шафиитского течения в исламе Шихабуддин Ахмад аль-Кальюби, который жил в XI веке.
Кстати, следует помнить, что немусульмане тоже могут выразить соболезнование приверженцам ислама, если у них умер родственник, независимо от религиозной принадлежности покойного.
Читайте наши статьи на Дзен