5 причин посетить Звенигород
Звенигород – один из древнейших городов Подмосковья. Русская Швейцария, как называли его знаменитые писатели и художники. С ландшафтами редкой красоты, приятным климатом и особым воздухом. «…Это курорт и до того своеобразный и оригинальный и по красоте местоположения, и по условиям жизни, и по «методам лечения», что подобного ему нет, да и не может быть еще где-нибудь кругом Москвы», — писал в 1900 г. о Звенигороде «Московский листок». Этот удивительный город соединил в себе Савву Сторожевского и Левитана, Чехова и Андрея Рублева. Кириллица нашла для себя 5 поводов посетить этот древний город.
Саввино-Сторожевский монастырь
Монастырь был основан в 1398 году преподобным Саввой Сторожевским, учеником Сергия Радонежского.
Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Но по мере того, как слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, к обители стали стекаться монахи, и постепенно монастырь стал разрастаться.
В 1405 году (по другой версии в 1430) деревянный Рождественский собор был заменен белокаменным, который и сохранился до наших дней. Через год после возведения собора Преподобный Савва почил и был похоронен при входе во храм. Позднее над местом его погребения был построен придел собора.
Современный архитектурный облик монастырь получил в середине XVII века, при царствовании царя Алексея Михайловича Романова.
Обитель всегда пользовалась благоволением русских государей. Сюда, в предместье Звенигорода, поклониться мощам преподобного Саввы приезжали царь Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, позже — их сын Феодор Иоаннович.
Недалеко от монастыря располагается и знаменитый Саввинский скит. В глубоком овраге за горою Сторожей, под сенью густого леса Савва и «ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы». Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками и в 1860 — начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита.
Как и сам монастырь, скит подвергся разорениям в советские годы. И только совсем недавно, к 600-летию преставления Звенигородского чудотворца, восстановлена пещера Преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня.
Андрей Рублев
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке построен около 1400 года князем Юрием Звенигородским на своем дворе внутри крепости.
Главная достопримечательность собора— фрески, приписываемые кисти самого знаменитого живописца русского Средневековья, Андрея Рублева. К сожалению, оригинальная роспись уцелела лишь частично.
Лучше всего старинные фрески сохранились на столпах, которые раньше были закрыты высоким иконостасом. Фрески расположены на западной стороне столпов, то есть обращены к тем, кто находится в храме. Это дает возможность хорошо их рассмотреть.
Фрески были обнаружены в 1918 году Комиссией по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством известного искусствоведа и художника И.Э. Грабаря. На сегодняшний день ни один исследователь не рискует категорично приписать фрески Рублеву. Принято говорить о «круге Рублева»: это значит, что автором мог быть и другой живописец, живший в одно время с Рублевым и принадлежавший к той же художественной школе. Правда, это не уменьшает потоки людей, приехавших «увидеть вживую фрески Андрея Рублева».
Антон Павлович Чехов
«В Звенигороде в самом деле хорошо!» — писал А.П.Чехов в 1884 году. Правда, поначалу Чехов отказывался от направления в Звенигород в качестве земского врача, а когда попал туда, назвал его «паршивым городишкой». Однако «подмосковная Швейцария» быстро завоевала сердце писателя. Он подружился с обитателями города и впоследствии даже предлагал Ольге Книппер венчаться здесь. Чехов исполнял обязанности земского доктора, принимал больных, проводил вскрытия умерших.
Вблизи Малинового оврага расположился «домик Чехова». К писателю в гости иногда приезжали его университетские друзья, которым, по легенде, Чехов посоветовал построить здесь дачи, что они и сделали. Это был детский невролог и дефектолог Григорий Павлович Россолимо, дерматолог Николай Сергеевич Сперанский и психоневролог Сергей Сергеевич Голоушев, как и Чехов, в свободное от врачевания время подвизавшийся на литературной ниве – он был довольно известным театральным критиком.
Именно три чеховских друга стали родоначальниками дачного поселка в Звенигороде. Особенно дружен Чехов был с Россолимо.
Когда Григорий Павлович решил у себя на участке вырыть небольшой прудик, он назвал его Чеховский ключ. Россолимо был настоящий дачник с настоящей дачей – с клубникой, с огородом, с манжурским орехом и даже теннисными кортами. Говорят, здесь в гостях у Россолимо бывал Булгаков со своим пасынком Юрием.
Недалеко же расположилась больница, в которой в 1884 году работал писатель. Было это еще в те времена, когда «Антоша Чехонте» называл «медицину женой, а литературу – любовницей».
«Странный это был врач – людей, судя по его литературным работам, он не особенно любил, а вот с холерой в Мелихове боролся бесстрашно; увлеченный ученик Захарьина, Эрисмана и Остроумова, в свой туберкулез не верил, даже когда начал харкать кровью».
Вообще, всемирно известный драматург свою основную профессию – медицину — очень любил и бросил ее, только, когда был серьезно болен и вынужден был переехать в Ялту.
Но во время пребывания в Звенигороде, Антон Павлович был еще относительно молод, болезнь его только начиналась — именно в 1884 году появились первые кровохарканья, Антон Павлович считал это сущими пустяками.
Он принимал по 30-40 пациентов в день.
На территории больницы находится небольшой бюст писателя. А вот в центре города можно полюбоваться на большой памятник.
Чехов с собачкой, расслабленный и задумчивый, сидит на скамеечке. Некоторые искусствоведы называют этот памятник писателю лучшим из существующих.
Исаак Левитан
Певец «русской природы» не раз воспевал Звенигород на своих полотнах. В слободе и окрестностях Левитан создал более двадцати этюдов и картин. Все лето 1881 года художник провел в Звенигороде. Результат – 2 самых известных его полотна – «Тихая обитель» и «Вечерний звон».
Известный художник и искусствовед Александр Бенуа так описывал картину Левитана:
«Появление «Тихой обители» произвело удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог…»
Картину «Вечерний звон» ( «Вид монастыря накануне праздника») Левитан пишет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго.
К сожалению, посмотреть на сами картины в Звенигороде не удастся. Почти все они находятся в Третьяковской Галерее. Но «живые картины и мотивы», которые вдохновляли великого художника, можно увидеть лишь здесь.
Музей десерта
Музей существует недавно (с осени прошлого года), но туристы и местные жители уже успели назвать его «сладкой жемчужиной города».
«Музей русского десерта» рассказывает о жизни наших предков, о том, что они ели и как готовили. Музей наполнен совершенно невероятными вещами из тех давних времён, когда жили наши пра-пра-пра-пра-деды, когда встретить колобка было вполне обыденным явлением, а змей-горыныч был обязательным атрибутом любого леса, причём, всё это можно трогать, нюхать, пробовать на вкус».
Сотрудники музея не только расскажут о забытой истории русского десерта, но и приготовят вам совершенно удивительные чаи и предложат русские национальные лакомства: вяземский и городецкий пряник, белевскую пастилу, рябину в сахаре, старинную помадку, домашние леденцы, всевозможные пироги и пирожки.
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен