Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-04-21 19:19:11
Фаина Шатрова

Зачем казакам в могилу клали оружие

Традиция хоронить казака в форме и с личным оружием восходит к языческим славянским обычаям. И на ее обязательное исполнение в ходе похоронного обряда у казаков было множество причин.

Легкая дорога в рай

Исследователи гребенского казачества А. Григорьев и Е. Толстокоров при рассмотрении специфики мифологии погребальных традиций отмечают, что казаки Терека строго соблюдали степные и языческие обычаи захоронения в полном парадном обмундировании и с личным оружием. Считалось, что в таком виде казак будет благосклонно встречен на том свете ангелами, а умершие товарищи с легкостью узнают его по лампасам, эполетам и сабле. Похороненному с оружием казаку не придется проходить мытарства, чтобы добраться до рая. В загробном мире духи быстро отличат казака по шашке среди многих других умерших, «подхватят» и вмиг перенесут к погибшим товарищам, вместе с которыми он сможет проводить время как «при жизни».

Бытовала у казаков и легенда о спящих в пещерах или каменных гротах витязях, держащих в руках своё оружие. Они ждут часа, чтобы проснуться, а затем спуститься на землю для борьбы со Злом. Поэтому кубанские казаки покрывали гроб знаменем, а сверху клали кинжал и шашку, а донские казаки скрещенную с ножнами шашку прибивали к крышке гроба.

А вот на поминальном столе, напротив, острых предметов не должно было быть. Считалось, что ножи и вилки повредят душе покойного казака. Неслучайно и сейчас казаки на поминках едят исключительно ложками. Никогда не поминали усопшего водкой, чтобы покойник не стоял на том свете по колено в горячительном напитке. Правда, на Запорожье в гроб умершего казака-гуляки ставили штоф с горилкой. Зато над могилой непьющего выставляли белый стяг, символизирующий абсолютную чистоту витязя.

Защита от злых Духов

У гребенских казаков существовало поверье о магической силе острых железных предметов – ножа, топора, кинжала или шашки. Если положить холодное оружие рядом с усопшим, то оно защитит его от демонов. Впрочем, в качестве оберега холодное оружие казаки использовали не только во время погребального обряда. Гребенцы считали, что многие болезни и даже смерть являются последствием негативного воздействия вертунов – холодных духов-ветров, которые срываются с Кавказского хребта и стараются навредить человеку. Считалось, что попавшийся на пути вихрю-вертуну обязательно занедужит. Поэтому казаки при сильном ветре клали рядом шашку или кинжал – только оружие вместе с молитвой могло защитить. Гребенские старожилы рассказывали, что на лезвии такого оружия-оберега потом можно было видеть кровь нечистого вертуна.

Три царства за коня

Как пишет в А. Яровой в монографии «Конь в казачьей культуре», об умершем донском казаке говорили, что он «привязал коня». Это сильное, умное и грациозное животное сопровождало казака от самого рождения и до смерти. Недаром донских казаков называли «степными кентаврами». Конь в славянской мифологии представлялся «связующим звеном» между двумя мирами. Он одновременно был и земным существом, и сакральным проводником. Неслучайно казаки почитали коня, заботились и оберегали его.

И после смерти конь оказывался рядом. В древности животное хоронили или сжигали вместе с всадником. Позднее эта традиция трансформировалась в обычай класть в гроб казака рядом с оружием подкову любимого коня. Интересно, что завершались казачьи похороны обычно оружейными выстрелами, а также скачками – ритуалом, призванным разрушить преграду между миром живых и мертвых и облегчить путь казачьей душе.

В казачьих песнях распространен мотив отсылки коня к родным с сообщением о гибели сына. При этом в народном творчестве иносказательно сообщается, что погибший казак не убит, а женился, взяв в жены могилу-девицу. На коне казак совершал и свой последний путь, отдавая верного друга за возможность попасть в Царствие Небесное.

Горсть родной землицы

Е. Бородина, рассматривая православную веру в традициях качества, указывала, что каждый казак мечтал быть похороненным на Родине. Ведь это упрощало попадание в рай. Понимая, что обстоятельства не всегда позволят перевезти тело домой, казаки в поход обязательно брали с собой горсть родной земли. Чаще ее черпали на могиле родителей или рядом с церковью, зашивали в ладанку – красиво расшитый мешочек – и дополняли рукописной молитвой. Ладанку подвешивали рядом с нательным крестом на груди.

Во время похорон на чужбине землицу высыпали из ладанки и бросали в могилу первой. Считалось, что так казачья душа обретает спасение, очищается и попадает в рай, несмотря на то, что тело похоронено в чужом краю. Примечательно, что казачью могилу старались копать оружием. В этом случае оружие выполняло посреднические функции перехода из мира живых в мир мертвых.

Камень-хранитель

В статье Т. Власкиной «Домашний мир на сломе эпох» упоминается еще одна интересная традиция, которой следовали казаки Нижнего и Среднего Дона. За гробом умершего обязательно несли камень. Брали его со двора покойника, заворачивали в платок, а после погребения клали сверху могильного холмика. Эти камни называли ключами или стражами, а функция их состояла  в охранении могилы, «наблюдении» за тем, чем занимается душа на том свете, и подтверждении ее будущего воскрешения.

Новочеркасские казаки в старину поступали иначе. Перед военным походом они обязательно отстаивали молебен, не забывая принести и положить на церковной площади камень со своего двора. В случае гибели станичникам не приходилось заботиться о поисках камня-стража, ведь погибший заранее всё предусмотрел. Камень брали рядом с церковью после отпевания погибшего казака и оставляли на его могиле.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: