Традиция

Кострома: в честь какого духа русские назвали город

Автор: Ольга Ельникова  |  2020-05-06 17:02:10

Названия старинных русских городов зачастую таят в себе загадки, разгадывая которые, мы можем вплотную приблизиться к пониманию особенностей жизни, обычаев и традиций наших далеких предков.

Именно так происходит и с названием волжского города Кострома.

Кострома – что это? Или – кто это?

Прежде всего, Кострома – это название речки, протекающей через город и впадающей в Волгу. Сейчас ее название – Костромка, но в XII веке, когда был основан город, река называлась Костромой.

Еще одно значение находим в «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля. Согласно ему костромой в некоторых губерниях России, в том числе, в Тульской, называли пучки прутьев. В статье Т. А. Бернштама «Весенне-летние ритуалы у восточных славян» находим похожее истолкование слова «кострома». Кострой, кострицей или костригой называют сорную траву и (или) отходы от стеблей льна, конопли и иных растений, из которых получают волокна для пряжи.

И, наконец, еще одно значение, которое можно обнаружить и в словаре Даля, и в указанной статье Бернштама, а также, и прежде всего, в трудах фольклористов А. Афанасьева и П. Проппа, историка, специалиста по славянским древностям Б. Рыбакова, и у других исследователей. По мнению историков и фольклористов, Кострома – это дух или языческое божество восточных славян, связанное с плодородием и годовым земледельческим циклом.

Языческие представления славян дошли до наших дней в весьма фрагментарном виде. Большинство мифов утеряно, другие в очень незначительной степени поддаются реконструкции, и до наших дней дошли лишь их осколки, запечатленные в народных обрядах, песнях и играх. К числу таких народных обрядов-игр относятся и похороны Костромы.

Этот обычай бытовал в России вплоть до начала и даже до середины XX века. Есть упоминания о том, что кое-где, в частности, в селе Шутилово Нижегородской области, обычай этот жив и по сей день.

Похороны Костромы проходят обычно в промежутке между Троицей (переходящий церковный праздник, который отмечается на 50-й день после Пасхи) и Петровым днем (12 июля). Этот период года у славян отмечен тем, что, сев зерновых завершен, так же, как и работы по посадке овощей на огородах. Земледельцам остается ожидать урожая, надеясь на хороший дождь.

В это время сельская молодежь, в том числе и недавно поженившиеся пары, собираются для похорон Костромы. Из соломы, травы, прутьев и т.п. делают куклу в человеческий рост, которая и называется Костромой, обряжают ее в нарядный сарафан недавно вышедшей замуж молодайки, укладывают куклу в корыто и несут через всю деревню с плачем и причитаниями. Плач, впрочем, носит иронический характер. Иногда кто-нибудь, изображая страшное горе, падает «в обморок». Такого «страдальца» приводят в себя, обливая водой. На это не обижаются, облиться водой, даже из грязной лужи, в такой день считается хорошей приметой.

Придя на берег реки, молодежь устраивает шутливый поединок за Кострому. «Защитники» вскоре уступают, а «нападающие» разрывают куклу на части и бросают в воду.

Все действо сопровождается обрядовыми песнями. В одной из них есть и такие слова: «Девица-красавица водицу носила, дождичка просила: создай, Боже, дождя, дождичка частого…».

Иногда Кострому изображает молодая девушка, которую несут на доске, а в завершение обряда бросают в речку. Вслед за ней прыгают в воду купаться и остальные участники праздника.

Если вблизи деревни или села нет реки, то Кострому несут к какой-нибудь березе, под которой и оставляют.

На Украине бытовал обычай похорон Кострубонько. Это мужской персонаж, его изображает мальчик, которого так же окунают в реку. До наших дней похороны Кострубонько дошли в виде детской игры. Мальчик (Кострубонько) изображает пантомимой сезонный цикл полевых работ: сев, жатву и т.п., вокруг него водят хоровод с песнями, а завершается игра все тем же купанием в реке или в пруду.

Исследователи видят в обрядах, связанных с Костромой, отголоски мифа об умирающем и возрождающемся божестве, сходном с Персефоной или Дионисом у древних греков. Такие верования были очень характерны для древних земледельцев, каждый год засевавших поле (хоронивших семена) и собиравших урожай (наблюдавших возрождение умерших семян). Для того, чтобы семена взошли (возродились) необходим дождь, отсюда такая важная роль воды в обряде, и тексты обрядовых песен.

Рыбаков в книге «Язычество древних славян» высказывает мнение, что соломенной куклой, вероятно, заменили живую девушку, которую в самом деле приносили в жертву силам природы, топя ее в воде.

Почему город назвали Костромой?

В статье «Кострома: происхождение названия города» историк-краевед Н. Зонтиков рассматривает самые разнообразные версии происхождения этого названия.

Среди них есть версия происхождения от слова «костр» — костер, поскольку в старину по реке сплавляли древесину (для костров). В некоторых говорах словом «костр» называют крепость. От крепости, якобы, название получил и сам город. Эти и подобные им версии историк считает не выдерживающими критики. Отметает он и предположение, что название города прямо происходит от имени древнего божества Костромы.

Зонтиков предполагает, что название Кострома происходит от реки, протекающей через город. Поскольку для этого региона характерна древнейшая финно-угорская гидронимика, исследователь считает, что славяне, пришедшие в эти места в XII веке или несколько ранее, услышали местное название речки, созвучное славянскому божеству, и нарекли реку именем Костромы. Тем более, что в то время, без сомнения, на берегах реки Кострому «хоронили» ежегодно.

А от речки свое название получил и город.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи