Возрождение храмов Севера
В год культуры «Кириллица» особое внимание уделяет проблеме возрождения деревянных храмов Севера. Нам уже удалось пообщаться с такими общественными организациями, как «Наследие» и «Вереница». На днях редактор «Кириллицы» встретился с участницей, пожалуй, самой крупной волонтерской организации «Общее дело» — Марией Уткиной. Мария рассказала нам о разрушающихся храмах Севера и о том, как вернуть жизнь целой деревне.
Кто вы по профессии? Как вы узнали о проекте “Общее дело”?
По профессии я архитектор, училась в МАРХИ. Про проект «Общее дело» я узнала, увидев на сайте pravoslavie.ru фотографии деревянных храмов. Они сильно меня поразили, никогда в жизни я не видела такой красоты, не знала, что такое существует именно у нас в России.
Я опубликовала фотографии храмов русского Севера на своей страничке в фейсбуке, за короткий промежуток времени фото набрали большое количество лайков и перепостов, их комментировали иностранцы, которые спрашивали: «Где это находится?», а я отвечала: “В России, в Архангельской и Вологодской областях”.
У нас есть уникальное национальное достояние – деревянные храмы и часовни, которым нет аналогов в мире. Это часть культурного и исторического наследия, которое мы призваны сохранить.
Сейчас как раз такое время, когда осталось совсем немного храмов, можно считать, единицы. Если тридцать лет назад их было на 70% больше, то сейчас храмы исчезают каждый год.
«Общее дело» занимается сохранением храмов и ведет консервационные работы: закрывает кровли от протечек, вычищает мусор, подпирает балками проблемные места. Есть удивительной красоты храм Владимирской иконы Божией матери в деревне Подпорожье (середина XVIII), его высота — 32 метра. Это жемчужина онежской школы деревянного зодчества. И этот храм нужно спасать всем миром.
Как возникло “Общее дело”?
Поводом послужило неравнодушие местного дедушки из деревни Ворзогоры, который решил перекрыть дыры в кровле на колокольне своего храма. С ним познакомилась семья о.Алексея Яковлева — основателя проекта. Они с супругой стали помогать деньгами, постепенно возникла идея проводить противоаварийные работы во всех деревянных храмах.
Кто обычно ездит в экспедиции?
Это абсолютно разные люди, как творческих так и не творческих профессий — инженеры, военные, врачи, семинаристы, художники. Но, кажется, их объединяет один общий идеал — любовь к красоте.
Какова длительность экспедиции и где вы обычно останавливаетесь?
Конкретные даты летних экспедиций и запланированные места будут известны ближе к весне, следить за датами можно на сайте — obsheedelo.ru. Обычно, экспедиция длится 1-2 недели. Есть деревни, в которые после нашего приезда вернулась жизнь, куда начали привозить детей на лето, кто-то передумал продавать дом и остался в родной деревне. Все участники берут палатки, но есть деревни, где можно ночевать в деревенских домах. Стандартный набор — это пенка, спальник, палатка.
Во время поездки вы сталкивалась с какими-нибудь проблемами?
Чтобы какие-то жизненно важные проблемы…нет, такого не было. А вот то, что нам нужны реставраторы деревянного зодчества — это я могу сказать точно.
Есть такой реставратор А.В.Попов, он открыл реставрационный центр в городе Кириллов, Вологодской области. Там обучают утерянным знаниям плотницкого мастерства и реставрации, к нему можно ехать и учиться.
Студенты изучают рисунок, черчение, историю искусств, историю деревянной архитектуры, историю России, материаловедение. И кроме того, они получают практические навыки в плотницких и столярных ремеслах. Он один из лучших профессионалов в России. В Москве мы также дружим с реставраторами А.Б.Бодэ, И.Н.Шургиным.
Деятельность “Общего дела” с кем-то согласована?
Проект «Общее Дело» проводит только консервационные и противоаварийные работы, которые не затрагивают конструктивных особенностей. Для реставрационных работ «Общее Дело» привлекает профессионалов, имеющих соответствующие навыки и лицензию. Реставрация проводится только по согласованию со специально уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Как можно помочь проекту?
Прежде всего, мы приглашаем всех желающих поучаствовать летом в деле сохранения деревянных храмов Русского Севера. А ещё можно стать ктитором. Человеком, который сможет за свои деньги отреставрировать храм, стать его заказчиком или пожертвовать на него. Для этого нужно выбрать храм и связаться с координаторами проекта.
Читайте наши статьи на Дзен