«Один на один»: по каким правилам кавказские джигиты выясняли отношения
Суд поединком — один из самых распространенных методов установления справедливости. Считалось, что прав тот, кто победил в этом бою.
Суд поединком
Эти традиции берут свое начало со времен так называемого судебного поединка, который являлся своеобразным правовым и религиозным инструментом решения конфликтов. Подобно ордалиям – испытаниям водой или каленым металлом, победителя судебной схватки определял сам Бог (или боги). При этом равенство сил считалось одним из необходимых условий: в бою один на один участвовали здоровые бойцы. Если здоровье одного из участников не позволяло ему противостоять оппоненту, он мог воспользоваться услугами наемника. Такие поединки проводились даже между женщинами.
Судебные бои были упразднены в 1556 году под давлением духовенства. Однако, давние представления о честной драке русские сохранили и до наших времен. Кулачные бои, ставшие традиционными, используют те же правила. Между прочим, они способствовали сохранению и некоторых других этических норм: удар в пах или со спины запрещен, бой прекращается, если один из противников лежит на земле, оружие используют только по договоренности. Позже русские дворяне стали использовать правила честной дуэли, перенятые у европейцев.
Дуэль по-кавказски
Многие народы России также имели свои собственные правила боя один на один, например касоги (адыги). Бой между касогским князем Редедей и черниговским князем Мстиславом Храбрым, который прошел в 1022 году, определил, что Бог находится на стороне последнего. Поскольку Редедя был повержен, битва между войсками князей не состоялась. Драка один на один считается правильным способом решения конфликтной ситуации и у прочих южан, включая чеченцев. Дуэли у этого народа проходят по следующим правилам: в драке участвуют только равные друг другу, перед боем заключается договор об отказе от кровной вражды в случае гибели одного из оппонентов, присутствие свидетелей является обязательным условием. Если бойцы использовали оружие (как правило, кинжалы), его следовало тщательно очистить перед поединком. Результат честного боя между двумя участниками, которые отстаивали свою точку зрения, должен был быть принят враждующими сторонами, далее следовало примирение. Вступление поединок еще одного бойца, в результате чего расклад сил становился неравным, считали жутким бесчестьем.
Бои один на один практиковались и ингушами. Оппоненты использовали приемы «шод сан лат» («как бьющий хлыст») – национального боевого искусства. Башкиры, татары, чуваши, якуты и дагестанцы тоже решали конфликты в подобных драках. Якутские поединки с использованием приемов «хапсагай» могли длиться целый день, если определить «правую» сторону было крайне важно. В такие схватки не имел права вмешиваться никто посторонний.
Хотя во времена Российской империи и СССР велась активная борьба против «традиционных» поединков, народная память хранит их правила и по сей день. Более того, в последние несколько десятков лет возрождается популярность кулачного боя и других национальных боевых искусств, запрещенных в свое время самим Николаем I.
Читайте наши статьи на Дзен