Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-02-13 12:00:54

Переход души из Ада в Рай: возможно ли это

Согласно христианскому учению, всякая человеческая душа после смерти попадает только в одно из 2-х мест: либо в рай, либо в ад. Понятно, что первое уготовано для праведников, а второе – для грешников. Но окончательна ли эта участь и можно ли ее изменить?

Пропасть

В Евангелие от Луки есть такие строки: «… между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Именно так ответил Авраам богачу, который изнемогал от страданий в аду и просил прислать к нему Лазаря с водой. Данный отрывок и служит обоснованием теории о том, что переселение из ада в рай абсолютно невозможно. Так, известный толкователь Библии А. П. Лопухин считает, что слова Авраама означают только одно: между адом и раем лежит огромная пропасть, поэтому даже если Лазарь и воспылал бы желанием помочь страдальцу, он не смог бы преодолеть разделяющее их расстояние.

В то же время святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о том, что к указанной «неизменяемости загробных состояний» следует прибавить, что устанавливает эти самые состояния только Бог, человеческому же суду они не подвластны. Блаженный Феофилакт Болгарский уверенно заявлял, что пропасть – это ничто иное, как различия между грешниками и праведниками.

Из ада в рай?

Несмотря на столь неоднозначные толкования, большинство богословов и священнослужителей уверены в том, что переход из ада в рай все-таки возможен. Изменению участи души может поспособствовать молитва. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада».

Священник Димитрий Шишкин пишет о том, что до Страшного (то есть до окончательного) суда повлиять на загробную жизнь близких вполне реально. «Есть еще время для умилостивления Господа и принесения Ему за усопших жертв духовных и вещественных» — уверен Шишкин. На сайте Новгородской Епархии священнослужитель Александр Ипатов высказал аналогичное мнение.

Профессор столичной духовной академии Алексей Осипов считает, что именно для того, чтобы изменить посмертную судьбу человеческой души, и совершаются заупокойные службы.

Сорокоуста недостаточно

Между тем почти все служители церкви и богословы сходятся во мнении, что одних заупокойных служб для перехода души из ада в рай будет недостаточно. Иоанн Златоуст говорил, что поддерживать усопшего и чтить его память необходимо не посредством слез, а посредством благодеяний и милостыни. Упомянутый выше священник Александр Ипатов в своем интервью указывал на то, что милостыней в данном случае является по-христиански духовная жизнь близких покойного, а именно отказ от какого-либо тяжкого греха, добровольные посты, молитвы и т.п..

Протоиерей Владимир Головин на своем сайте говорит, что не заказ сорокоуста может изменить участь души, а молитва, которая станет выражением, свидетельством и торжеством любви. Только любовью, по мнению священника, мы спасем усопших. С любовью же следует давать милостыню нуждающимся. Головин уверен в том, что такая любовь «эхом отзывается, и души поднимаются к Богу». И процесс этот происходит постоянно. Завершится он, по словам протоиерея, только тогда, когда на земле уже некому будет молиться, то есть после второго пришествия Христова.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: