В каких случаях русские брали фамилию жены
Традиция предполагает, что после официального заключения брака женщина берет себе фамилию мужа. Некоторые, впрочем, отступают от этого правила. Бывает так, что женщина оставляет девичью фамилию (в наше время это как правило обосновано чисто бюрократическими процедурами – людям откровенно лень переделывать заново десятки документов), а иной раз и мужчина может взять себе фамилию своей супруги. Хоть такие случаи и относительно редки, но они встречаются даже в историческом прошлом.
Смена фамилии при браке в простонародье
На самом деле даже в пределах бывшего Советского Союза и Российской Империи традиция брать фамилию мужа после свадьбы не была повсеместно распространена. Яркий пример тому – Грузия. По сей день грузинские женщины в доминирующем большинстве случаев остаются со своей родной фамилией, но при этом по наследству передается именно родовое имя отца ребенка. Эта особенность в значительной мере связана с особенным, сакральным отношениям грузин к истории своего рода и фамилии.
Среди незнатных русских уход от традиции был довольно редким явлением и чаще всего фамилии своих жен брали те, кого в народе называли хлестким словом «примак». Кто же такой примак? Это крестьянин, который в силу каких-либо причин после свадьбы уходил жить в дом к невесте. Отношение к этим людям в русской деревне было на самом деле двоякое. Было принято считать, что чаще всего примаками становились социально неблагополучные члены деревенской общины. Дескать, сам гол как сокол, своего имущества не нажил, но не прочь покуситься на добро тестя.
На самом деле это обидное мнение несколько несправедливо, и к уходу из родного дома к семье жены мужчину могли подтолкнуть вполне уважительные причины. Представим себе, что у пожилой крестьянской пары нет сыновей, но есть только одна дочь. И, разумеется, если они отпустят ее в дом жениха, то не останется никого, кто мог бы выполнять тяжелую работу по хозяйству. А вот если принять в свою семью крепкого молодого мужчину, то это может существенно облегчить жизнь. Из-за того, что примаки уходили жить к женам, народ переставал их ассоциировать с семьей биологических родителей, но считал частью семьи жены. Когда после отмены крепостного права крестьяне начали массово обзаводиться фамилиями, то примаки в большей части случаев получали фамилии жен.
Еще один мотив, благодаря которому мужчины отказывались от своих фамилий, это их неблагозвучие. И, по сути, демонстрацию такой же логики мы можем обнаружить и в наше время. Если фамилия до неприличия двусмысленно звучит, то лучше выбрать нейтральный вариант, доставшийся от жены, тем самым заранее обезопасив своих детей от будущих насмешек сверстников.
Смена фамилии при браке в аристократической среде
Разумеется, отношение к фамилии у простонародья и аристократии сильно отличалось. И, если фамилия, данная крестьянину, просто помогала отличить его от толп других Иванов и Изосимов, то дворянская фамилия – это совсем другое. Ведь она давала право на власть.
Мужчины-дворяне не могли так просто избавиться от своей родной фамилии, но это не означает, что они не брали фамилии своих жен. Такое практиковалось при определенных обстоятельствах, но только фамилией жены они дополняли свое имя, не отказываясь от своей родной фамилии. Случаи такие, однако, не были чрезвычайно распространенным явлением и, как правило, к этому прибегали только в том случае, когда жена оказывалась представителем знатного и особо прославленного рода. Чтобы не дать славному имени кануть в небытие, родовое прозвище жены становилось составной частью фамилии.
Приведем пример: могущественный когда-то род Полевых пресекся в 1707 году, так как не осталось ни одного живого его представителя по мужской линии. Однако, личным распоряжением Петра Великого было велено род сохранить, поэтому когда последняя из Полевых вышла замуж за дворянина немецкого происхождения по фамилии Балк, то на свет появилась двойная фамилия, писать которую следовало через дефис.
В родословной книге московского дворянства, в VI томе сохранилась соответствующая запись: «Сын сего Николая фон Балкена, Фёдор, и его дети Павел и Пётр Фёдоровичи с потомством равным образом служили российскому престолу в разных знатных чинах, и жалованы были от государей вотчинами и другими знаками монарших милостей.
Помянутому Павлу Фёдоровичу Балку по указу блаженной и вечной славы достойной памяти государя императора Петра Первого повелено, по случаю женитьбы его на рождённой от фамилии Полевых Марье Фёдоровне, последней в роде, принять и фамилию Полевых.
Всё сие доказывается, сверх истории российской, справками архива Вотчинной коллегии и родословной Балк-Полевых, означенными в присланной из московского дворянского собрания родословной книге».
Читайте наши статьи на Дзен