Почему русские хоронили покойников в обуви без подошвы
На протяжении веков строгие правила регламентировали подбор одежды, в которой душа усопшего отправится в Царствие Небесное. Особое внимание уделяли обуви – в смертный узел клали ту, что не имела подошвы. У этой, на первый взгляд, необычной традиции есть вполне логичное объяснение.
На весь оставшийся век
Как поясняет в статье «Отражение представлений о загробном мире в похоронной одежде» Т. Листова, основным требованием к одежде покойного была ее новизна. Это же касалось и обуви. Она должна быть неношеной, «чтобы на весь оставшийся век хватило». Заменить обувь на том свете возможности не будет, а новая обувь дольше не сносится. Если из-за отсутствия финансовых возможностей не удавалось приобрести новую обувь, то выбирали ту, которая меньше изношена и потрепана. Важно было также, чтобы всё одеяние покойника, в том числе и обувь, были чистыми и аккуратными.
Ни при каких обстоятельствах на умершего не надевали обувь еще живущего. Даже если его обувь подходила по размеру и другим критериям. Это правило объяснялось сакральной связью между человеком и его вещами. Считалось, если живой отдает вещь покойнику, то в скором времени может уйти вслед за ним.
Легкий путь
Во многих дореволюционных этнографических источниках отмечается, что смертную одежду шили самостоятельно. Это касалось и обуви. Предпочтение отдавалось льняным самодельным тапочкам или лаптям. На Смоленщине нередко покойника хоронили в недоплетенных лаптях и даже в чулках. В Могилевской губернии во многих деревнях на ноги усопшего надевали лапти с онучами, а если таковых преставившийся не нажил – обматывали ступни и голени чистыми холщовыми тряпками. В Псковской губернии хоронили в тапочках из холста или коленкора (хлопковой материи с плотным переплетением нитей).
Нетрудно заметить, что лапти, чулки, холщовые обмотки, а позднее и тапочки – всё это — разновидности обуви, не имеющей подошвы. Ее отсутствие неслучайно. Подошва изрядно утяжеляет обувь. Покойнику же требовалась обувь полегче. Такая, в которой «легче идти». Его душа, попадая в Царствие Небесное, проделывала длинный путь, и облегчить его могла обувь. Если покойника хоронили в тяжелых башмаках или сапогах, душе снова и снова приходилось возвращаться к родным и требовать замены обуви на более удобную и легкую.
Хорошо, что ошибку с неправильно подобранной обувью можно было исправить. Достаточно было слегка раскопать могильный холмик и положить туда легкие тапочки без подошвы или лапти. К слову, если душа покойного возвращалась и просила какую-то вещь, которой ей не хватает в загробном мире, разрешалось положить ее в гроб другому покойнику. Наши предки верили, что он передаст недостающую вещь адресату.
Интересно, что с появлением туфель на каблуках многие женщины просили похоронить их в модной обуви. Желание покойницы нельзя было не уважить. Надевали на ноги красивые туфли на каблуках, но в гроб обязательно клали легкие и удобные тапочки без подошвы.
Черное не смоется
Традиционно похоронная одежда была белой. Чистая белая рубаха, штаны – для мужчины, юбка – для женщины. И, конечно, каждый слышал про белые тапочки для покойника. Оно и понятно, обувь тоже была белой. Выбор такого цвета нес дидактическую нагрузку: отправление в Царствие Небесное и встреча с Господом не могли ассоциироваться для умершего с трауром и черным цветом. Ведь смерть для него – это не конец, а начало новой жизни.
В упомянутой выше статье Т. Листовой приводится любопытное этнографическое наблюдение. По рассказам жительницы Усть-Долысской волости (Псковская область), одну из женщин деревни Пугачиха похоронили в черной одежде и обуви. После этого покойница являлась к односельчанам во время дождей и причитала, что придется ей стоять на улице до тех пор, пока дождь «не смоет с нее всё черное».
Читайте наши статьи на Дзен