Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-05-19 19:52:19

Бренд города

Бренд города – очень важная штука для развития туризма. Сейчас все об этом знают, и всячески брендируют свои города. Но бренд – не табличка, чтоб его поставить перед городом, и сразу все заработало. Можно, конечно, пустить в интернет вирус: «Не пытайся покинуть Омск», но туристов от этого не прибавится. Ректор Воронежской академии искусств и известный менеджер искусства Эдуард Бояков решил для начала провести анализ культурной среды и наследия города, и ряд его методов можно совершенно бесплатно использовать любой энтузиаст в любом городе.

Вот, что сделали авторы, чтобы понять, как воспринимается Воронеж со стороны людьми, которые там или не были, или были кратковременно. Конечно, для серьезного исследования необходима более системная аналитическая работа, но и этот результат интересен для дальнейшей работы. Итак, чтобы определить узнаваемость воронежских символов, отметить положительные и негативные восприятия один из авторов исследования сделал следующее: провел опрос по культурной репутации Воронежа своей аудитории в соцсети. Мы использовали полученные результаты и сделали из них свои выводы.

Вопрос: «Назовите, пожалуйста, несколько ассоциаций, связанных у вас с Воронежем и Воронежской областью. Культурные репутации – символы территории – бренды…».

Результаты:

Мандельштам

В 26 из 93 ответов фигурировали ассоциации, связанные с поэтом Мандельштамом, который был в ссылке в Воронеже после стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны…» и там написал знаменитые «Воронежские тетради». При этом для некоторых респондентов Мандельштам – единственная ассоциация. В трех ответах отмечается негативное влияние – прямо или косвенно – Мандельштама и его стихов на образ Воронежа:

«Пусти меня, отдай меня, Воронеж, –
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь –
Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож!»

Вывод: Творчество Мандельштама нужно преподносить как часть литературной репутации города (см. разделы ниже).

Эдуард Бояков:
Нам, не меньше чем нашим соотечественникам во времена Великой отечественной войны или хрущевской оттепели, необходимо ощущение общности. В каждом из нас, несмотря на разговоры об атомизации общества, торжестве эгоистических мотивов, на самом деле живет готовность служить высоким целям. Но эти цели не могут быть просто заимствованы из другой культуры. Тем более западная цивилизация, которая для многих все еще является безусловным ориентиром, переживает кризис не меньший чем наша. Этот кризис выражается в распаде института семьи, девальвации религиозного сознания, потере связи между поколениями. Идеология потребительства и прагматизма не может дать нации импульса к развитию. Объединить нацию может только ощущение духовной общности, связи корневой, традиционной культуры с культурой поиска и создания новых смыслов.

Котенок с улицы Лизюкова

«Котенок с улицы Лизюкова» — знаменитый советский мультфильм 1988 года. Он встречается 19 раз, причем в шести случаях это единственная ассоциация с Воронежем. Упомянута и «воронежская» патриотическая идея мультфильма: «… мультик про котенка Василия, для которого прекраснее Воронежа нет города нигде».

Вывод: Высокий потенциал положительной репутации с использованием глобально актульного символа кошки в современной культуре.

 

«Воронеж – … догонишь»

Поговорочная формула «Воронеж – … догонишь» встречается в ответах 11 раз, при этом сопровождается  («Понятное дело, Москва-Воронеж, не догонишь»), может быть единственной: «Ну, нет никаких ассоциаций. Только одна фраза в голове крутится: «Москва, Воронеж … догонишь…»

Вывод: Использование поговорочной семантики, например, для организации городского марафона и других массовых спортивных мероприятий.

Кстати:
Спортивная репутация Воронежа, опять же вопреки представлениям самих воронежцев о мировой славе воронежских спортсменов ограничилась двумя упоминаниями футбольной команды «Факел» и смутными воспоминаниями: «Мне кажется, какой-то лыжный инвентарь в Воронеже производится».

Литературные ассоциации

Воронеж достаточно богат на литературные имена. Но вспоминают, в основном, Андрея Платонова, хотя поэт Алексей Кольцов, писатель Иван Бунин, писатель Иван Никитин, писатель Гавриил Троепольский, поэт и переводчик Самуил Маршак, кто-то более, кто-то менее известен, но уж точно хорошо формируют Воронеж как литературный центр. Более того, первый в России частный научный филологический журнал «Филологические записки» издавался в Воронеже с 1860 по 1917 годы.

Вывод: Необходимо развивать литературоцентристский потенциал города.

Исторические и историко-культурные ассоциации

Наиболее частотный из исторических символов – Петр Первый и строительство русского флота. Всего тремя ответами представлено археологическое наследие: «палеолит», два раза – Дивногорье. Вспомнили песенную традицию: воронежцы входили изначально в хор Пятницкого и знаменит был Воронежский народный хор. В трех ответах упоминается святитель Митрофан Воронежский. Три ассоциации связаны с событиями Великой Отечественной войны, два раза всплывают знаки исторического порубежья, проходившего когда-то по территории Воронежского края.

Вывод: История Воронежа плохо популяризирована.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: