Зачем русским на похоронах нужен был топор
Как ни странно, но раньше похороны без топора не обходились. Это было связано с очистительными свойствами, которыми, по мнению русских, обладал инструмент. Корни таких поверий следует искать в глубокой древности.
Топор в русских обрядах
Топор всегда играл большую, если не центральную роль в жизни русских. Подтверждением тому, как пишет Владимир Андреев в своей книге «Праздники на Руси», служат многочисленные пословицы и поговорки, дошедшие до наших дней: «Топор обувает, топор одевает», «Кабы Бог не дал топора, тогда — топиться давно бы пора» и другие. Недаром среди подарков для молодоженов нередко оказывался именно топор. Мало того, если супруги хотели сына, они, согласно поверьям, готовясь к зачатию ребенка, клали под кровать мужские инструменты, чаще всего пилу или топор. Иногда муж, «делал дело с топором за поясом».
Еще в раннем детстве ребенок, в особенности мужского пола, знакомился с топором. Так, в русской деревне XIX века во время первой стрижки мальчика в возрасте 1-3 лет сажали на топор. Топор использовался и в других обрядах. Если верить О. Г. Барановой и И. И. Шангиной, авторам издания «Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря», жители Орловской губернии на Крещение направлялись во двор с определенными атрибутами для проведения ритуала над скотиной, причем впереди процессии шел тот, у кого был топор. После кормления и окропления животных топор дважды перебрасывали над ними таким образом, чтобы траектория образовывала крест.
Прощание с покойником
Понятно, что подобные действия, как и многие другие обряды, были следствием смешивания христианских и языческих верований. Что касается последнего, то Александр Котляревский, автор труда «О погребальных обычаях языческих славян», связывал использование топора в погребальных обрядах с очистительными свойствами, которые раньше приписывали этому инструменту. Недаром у русских, проживавших в районе Керенска, когда покойника клали в гроб, старуха ударяла топором по тому месту, где до этого лежал мертвец, «чтобы этим срубить смерть».
Тот же Котляревский утверждал, что, когда тело покойника выносили из дома, на дороге, где оканчивались владения усопшего, клали крестообразно два топора. В Воронежской губернии при выносе мертвеца топор помещали под порог дома, после чего все домашние покидали жилище на некоторое время. Об использовании топора при прощании с усопшим упоминает в свое книге «Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки» и Г. А. Носова. По словам Носовой, в Вологодской губернии один из родственников покойного три раза обходил вокруг гроба с топором в руках, держа его лезвием вперед, а при последнем обходе ударял обухом по гробу.
Корни поверий
Павел Кузьменко, автор издания «Крещение, венчание, погребение, посты», согласен с историком и этнографом Котляревским в том, что объяснение использования топора в том числе в погребальных обрядах следует искать в глубокой древности. Как пишет Кузьменко, у древних славян топор являлся символом Перуна, был связан с громом и молнией, и следовательно считался своеобразным амулетом, оберегом от злых, вредоносных для человека духов. В позднейшие времена он также играл для покойного отпугивающую роль от «нечистой» силы либо для дома от самого усопшего.
Действительно, покойников на Руси боялись. Неудивительно, что тело мертвеца всегда выносили ногами вперед, стараясь не задеть ни косяков, ни порогов. Иногда тело даже выносили из дома через окно. Бывало, что и до кладбища покойного несли окольными путями. Все это делалось, как утверждает Владимир Константинов, автор курса лекций «Этнография русского народа», для того, чтобы умерший «не нашел дорогу назад». Считалось, что усопшие могут навредить живым. Особенно это касалось тех, кто умер внезапно, а также всех умерших неестественной смертью. К таковым относили самоубийц, жертв насилия, утопленников, пьяниц, некрещеных, колдунов.
Читайте наши статьи на Дзен