Она есть, но её как бы нет: куда исчезают тёщи на Северном Кавказе
О семейном быте черкесов русские кавказоведы написали множество увлекательных историй. Пытливый читатель узнает об иерархии в их большой семье, правилах воспитания детей и о древнем обычае «избегания». Всё дело в том, что представителям народов Северного Кавказа запрещено видеться со своей тёщей. Для них эта встреча — настоящее табу. Разберёмся, откуда у черкесов такая традиция.
Никаких примаков
Первое упоминание о северокавказких тещах можно встретить в статье известного этнографа Я. Смирнова «Семья и семейный быт народов Кавказа». Автор пишет об удивительном феномене «включения в состав семьи тещи». Однако со временем сведений о тёщах на Северном Кавказе становится всё меньше, они словно исчезли из привычного уклада жизни семьи..
Это необычное явление имеет свои исторические корни. У адыгов традиционно не было примаков — зять ни при каких обстоятельствах не мог пойти жить в дом тёщи или тестя. Это бы считалось проявлением его личной несостоятельности как главы семьи. Разные шутливые реплики и оценки это подтверждают. Например, если черкеса называли беднягой, тот мог с гордостью ответить: «Да, но моя участь все же не настолько горька, как участь примака».
Версии табуирования тёщ
Больше всего поражает в этой традиции то, что тёща сама не против «избегания» встреч с зятем. Она может навестить свою дочь с внуками в любой момент, зять же при этом должен любыми способами скрываться от неё. Если у него не получится избежать встречи в пределах дома, он может уйти на время к своим друзьям или родственникам.
Весь этот обычай напоминает игру в «кошки-мышки», но причины его возникновения благородные. Антрополог Б. Бгажноков уверен, что «избегание» встреч между зятем и тёщей свидетельствует о их высшей форме проявления скромности и уважения друг к другу. Более бытовая версия трактует запрет на общение как лучший способ избегания конфликтов. Ведь настоящий черкес не должен перечить старшим, но при этом он не может отменить принятое им решение, даже если его тёща с ним не согласна. Поэтому благодаря «избеганию» внутрисемейные проблемы решаются сами собой.
В первый и последний раз
У восточных черкесов обычай избегания между тёщей и зятем должен был соблюдаться более 10 лет со дня свадьбы. Тем не менее, судьбоносная встреча всё же могла состояться по инициативе родителей жены. Обряд официального знакомства у черкесов получил даже специальное название — «ввод зятя».
Однако эта встреча мало что меняла, зять всё также должен был держаться на расстоянии от тёщи. Он не навещал её, избегал фамильярностей и не мог находиться с ней за одним столом. В разговоре ему не следовало обращаться к ней по имени, поэтому черкесы часто придумывали различные мудреные конструкции (например, «мать той, что находится в доме»). Но на Северном Кавказе есть и те, кому повезло ещё больше. У западных черкесов не существовало обряда даже разового знакомства с тёщей, они должны были избегать встречи с ней всю жизнь.