Венец безбрачия: какие русские женщины намеренно отказывались от брака
Патриархальные традиции России всегда отодвигали женщину на второй план — всем всегда заправляли мужчины. Ей оставалось быть отличной хозяйкой и верной женой. При этом кому хранить верность, решит тоже общество, а не она сама, ведь «стерпится — слюбится». Однако в XIX веке русские крестьянки осмелились пошатнуть угнетающие их каноны и стали массово отказываться от брака.
Регионы распространения
Несмотря на такое революционное поведение русских женщин, назвать их первыми феминистками нельзя. Дело в том, что бунтовщицы выступали не против угнетения, а, скорее, против «новой веры».
Речь о крестьянках, придерживавшихся старообрядческих взглядов. Массовость такого движения — их насчитывалось около миллиона — отразилась не только на демографической обстановке некоторых регионов Поволжья, но и на экономической. Такое положение проявилось особенно ярко в Ярославской, Владимирской и Костромской областях.
Реформа Никона
В середине XVII века патриарх Никон начал менять обрядовые традиции Русской Церкви. Те же, кто не принял такие перемен, условно разделились на два больших лагеря: поповцы и беспоповцы. Первые принимали священнослужителей, так как не смогли отказаться от церковной иерархии. Такие староверы были крайне консервативны, а их основными ценностями были семья и родина..
Вторые же заняли практически противоположную сторону. Так, сразу после проведенных реформ, беспоповцы объявили, что миром стал править Антихрист, церковные служители поддались искушению, поэтому никто для них отныне не имел авторитета. И такие резкие перемены дали свои плоды.
Причины отказа
Отказ поповцев от брака означал сохранение духовной чистоты — это была одна из форм монашеской аскезы. Беспоповцы же таким образом как бы выражали протест. Так, историк Джон Бушнелл в своей книге «Эпидемия безбрачия» пишет, что отказ таких староверов от услуг священнослужителей привел к тому, что молодых было просто некому венчать, ведь сделать это мог только священник. А во-вторых, не менее значимым было и «экзистенциальное отчаяние». Мир, по мнению беспоповцев, был близок к гибели, воцарившийся Антихрист должен был уничтожить все, поэтому играть свадьбу в такой обстановке было некогда, да и незачем.
Спасовщина
Называли такое направление по-разному: либо спасовщина, либо нетовщина. Несложно догадаться, что второе образуется от простого слова «нет» и как бы объясняет уклад жизни таких старообрядцев: нет церкви, нет таинств и нет благодати. А вот первое раскрывает главную мысль движения: «Спас сам знает, как нас спасти».
Почему от брака отказывались в основном женщины, если среди старообрядцев были и мужчины, остается загадкой. Вероятнее всего, для них семейная жизнь была более выгодна, чем холостая.
Читайте наши статьи на Дзен