Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-06-25 20:30:56

Зачем новобрачных на Руси посыпали зерном

На Руси верили, что лучшим временем для свадьбы, а, следовательно, для зарождения новой жизни, являются февраль и март. Поэтому люди старались скреплять свои союзы именно в эти месяцы. Кроме того, считалось, что утро или день, а не ночь, является идеальным отрезком суток для зачатия ребёнка, ведь все дела в светлое время происходят под пристальным присмотром славянского бога плодородия Ярилы. Сей факт обещал развивавшемуся в материнской утробе чаду защиту от тёмных сил.

Свадебные обряды

Призывая на помощь высшие силы, славяне украшали свадебный наряд невесты специальной вышивкой с символами языческой богини Лады, покровительствовавшей материнству и семейному очагу. Часто с той же целью прятали в одежде лоскут с вышитыми обозначениями Матери Сырой Земли – Макоши.

Чтобы ждать первенца долго не пришлось, а за ним последовало ещё немало малышей, невесту с женихом при выходе из родительского дома щедро осыпали зерном. Этот связанный с посевом обряд сулил молодым многодетное семейство. Кстати, эта традиция сохранилась до сих пор, только вместо зерна часто используется рис или лепестки роз.

Большое внимание уделялось приглашению на торжество беременных женщин, которые должны были передать эстафету новобрачной.

Прекрасным знаком считалось сидение малыша на коленках невесты. Если взрослые видели, что ребятишки не спешат занять это вакантное место, они сами подговаривали детей сделать это.

Куколка-оберег

В старину практически каждая молодая жена делала для себя куколку-оберег, которая называлась Роженица. Чтобы она помогла зачать ребёнка, спокойно выносить его и легко родить, женщина должна была соблюсти определённые правила. Во-первых, о существовании Роженицы никому нельзя было говорить — изготавливалась она тайно и хранилась в укромном месте.

Во-вторых, куколку-оберег мастерили по строго определённым канонам. В качестве основы для неё могли служить деревянный чурбанок, скруток бересты или связка соломы, которые «наряжались» в юбку. Укрытая платочком голова Роженицы обязательно должна была быть исполнена из белой ткани, набитой ватой. Из неё же нужно было сформировать бюст и облачить его в кусочек красной ткани, а затем закрепить на основе. Под грудью помешали импровизированного ребенка, в роли которого выступал чурбанчик малого размера.

Хозяйке такого оберега во исполнение заветной мечты необходимо было посидеть на нём, но прежде следовало сконцентрироваться и полностью отрешиться от негативных мыслей.

Обряд с ивой

Если зачать ребёнка не получалось, то женщины могли прибегнуть к ритуалу-заговору с ивой, который принято было совершать в пятницу, считавшуюся днём богини Макоши, которую в языческие времена почитали как покровительницу женского начала. Особенную силу приобретал обряд, проводимый с 21 по 24 июня, поскольку считалось, что именно в этот период женская энергия достигает своего апогея.

Для воплощения обряда бездетной женщине необходимо было найти у реки иву с красивыми, уже распустившимися листьями. Сорвать с неё несколько веток и сплести из них обруч, который нужно было, опустив сверху через всё тело, положить на землю. Проделывая этот ритуал, одновременно следовало проговаривать слова заговора: «Мать в мир пришла, деток своих привела, живота и мне (свое имя) дала. Стала я беременна. Через круг прошла, в материнстве счастье обрела».

В завершение обряда нужно было либо расплести обруч и посадить веточки у самой кромки воды, либо пустить его по течению.

Обряд на пороге

Женщины на Руси для благополучного зачатия часто прибегали к обряду, совершаемому на пороге дома, который считался границей между двумя мирами.

Набрав в ковшик воды, они становились правым коленом на порог и проговаривали слова заклинания, обращаясь к покровительнице вечного перерождения, молодости и материнства: «Матушка Богиня Джива! Сама слети, и лоно мое благослови да посыльников в него пошли: сынка, как соколка, а дочку, как ластушку». По окончании ритуала нужно было отпить немного воды, а оставшейся частью омыть своё лоно.

Обряд с яйцом

В центре внимания суеверных людей было и яйцо, символизировавшее собой зарождение жизни. Чтобы зачать ребёнка, женщине в первую неделю растущей луны необходимо было взять свежий куриный продукт от птицы, жившей с петухом. Затем вместе с супругом приступить к обряду: сесть напротив друг друга, зажечь церковную свечу и взявшись обеими руками за яйцо девять раз произнести заговор: «Птичка снесла яичко, а мы выносим и вынянчим детишек. Как желток в яйце оказался, так и Божий ребенок в животе завязался. В пузике тихо посидит, пока мама не родит. Ждут рабы (имя каждого родителя) своего здорового малыша, дождаться торопятся. Аминь». В завершении ритуала нашептанное яйцо подкладывали под курицу-наседку и в течение двадцати одного дня, за которые обычно вылупляются цыплята, женщина должна была забеременеть.

Обряд с зерном

Весной или ранним летом, когда оживает природа, бездетные славянки для зачатия долгожданного чада проводили обряд на зерно. Для этого они поутру ходили на рынок, чтобы купить овса или пшеницы. Расплатившись с продавцом, и не взяв сдачи, они возвращались домой, и ссыпали зерно на белый лист бумаги. Затем женщина зажигала красную свечу и начинала водить ею круговыми движениями над семенами, воображая, как в лоне зачинается малыш. Далее из всех зёрен выбирали три наиболее крупных, и закапывали в землю на видном месте, а остальные скармливали птицам. Если спустя некоторое время прорастали все три зерна, то женщина должна была готовиться к скорому материнству, если всходили не все, это означало отсроченную беременность. В случае если ни одно семя не дало ростка говорили о сильной порче на бесплодие.

Обряд с молодым месяцем

Для того, чтобы провести этот древний обряд, необходимо было правильно выбрать день, а именно тот, когда появление молодого месяца выпадало на четверг. В этот заветный день женщина должна была выйти на перекрёсток и, дождавшись появления на небе ночного светила, поклониться ему и проговорить: «Господи Иисусе, без Тебя ничего на свете не делается, солнце не светит, дождь не льёт, колос не родит, человек не рождается. Даёшь Ты солнце на небе, даёшь ты дождь на земле, так дай и дитя мне. Аминь». В конце, ещё раз поклонившись месяцу, молча вернуться домой, и не разговаривать ни с кем до утра.

Обряд с веревкой

Обряд с верёвкой из натуральной ткани проводился на протяжении сорока дней и всё, что требовалось от женщины, это в полночь завязать на ней узелок и прошептать слова старинного заговора: «То не узелки завязываются, то в матке плод завязывается. Завяжись, не развяжись, с каждым днём прибывай, полней, возрастай. Начинаю, приступаю, дитя зачинаю. Господи Иисусе, Мати Пресвятая Богородица, дай мне дитя. Аминь».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: