Некровное родство: как на Руси обзаводились случайными родственниками
Стать случайными родственниками, не объединенными кровными узами, русские люди могли по разным причинам. Существовали даже такие необычные виды родства как пищевое или молочное.
Свадебное родство
Наиболее распространённым способом обзавестись случайными родственниками была свадьба, после которой два несвязанных кровными узами клана вне зависимости от собственных пожеланий автоматически превращались в родных.
Сразу после этого радостного события у новобрачных появлялось немалое количество новой родни, каждый представитель которой имел своё исторически устоявшееся «звание». Этих названий по степени родства так много, что порой без шпаргалок и не припомнить, кто кому кем приходится.
Обычай обозначать родню определёнными терминами пошёл из царской Руси, так как в стародавние времена родство после брака расширялось в разы и большинство новых родственников проживало в пределах одного селения. Эта традиция помогала выделять сватов среди односельчан, которые зачастую носили многократно повторявшиеся имена.
Сводное родство
Обрести случайных родственников можно после вступления матери или отца детей в повторный брак. В этой ситуации ребятишки, рождённые в предыдущих отношениях родителей, становились друг для друга сводными братьями и сёстрами.
Не имея генетической идентичности, они по воле случая превращались в родственников, которых связывал только брачный союз их родителей.
Однако такое положение вещей сохранялось только до момента появления в новообразованной семье общего ребёнка. В этом случае у тех чад, у кого общая мать появлялся единоутробный брат или сестра, а у кого один отец — единокровный родственник.
А самое интересное состоит в том, что всего через поколение все потомки сводных родственников обретали между собой кровное родство.
Пищевое родство
В древности у славян существовало так называемое пищевое родство, приравнивавшееся к кровному родству. В старину в деревнях частенько устраивали общинный пир в складчину, который именовался братчиной, так как после него все трапезники становились друг другу братьями.
Исходя из него, все те, кто вместе вкушал пищу, считались родственниками, между которыми запрещался брак. Помимо этого любой, кто обижал пищевого родственника, удостаивался серьёзного наказания, а за его убийство действовали согласно правилам «кровной мести».
Разновидностями пищевого родства было молочное родство.
Молочное родство
Случайными родственниками во все времена становились те, кто, будучи не связанными генетическими узами, были вскормлены молоком одной женщины. В век отсутствия заменителей грудного молока, небиологическая родительница становилась единственным спасением для новоявленных мамаш, не имевших молока или по тем, или иным причинам не желавших кормить грудью собственное чадо.
Кормилица, обычно происходившая из непривилегированного сословия, делясь своим молоком, не только зарабатывала денежные средства, но и закладывала новые родственные связи.
Все дети, питавшиеся молоком одной кормилицы, считались молочными родственниками вне зависимости от их социального статуса. Именно по этой причине в народном лексиконе закрепилась пословица: «Не та мать, что родила, а та, что молоком вскормила».
Крёстное родство
Помимо биологических родителей у русских, прошедших обряд крещения, появлялись крёстные отец и мать. Если родные предки ответственно подходили к выбору духовных родителей для своих чад, то у детей появлялись осознанные или нарочные родственники, но нередки были эпизоды, когда в роли крестных выступали малознакомые люди. В последнем случае крестное родство было неосознанным.
Зато крёстные родители в любом случае становились случайными родственниками, поскольку в русской православной традиции запрещалось приглашать на эту важнейшую должность людей, не состоящих в брачных отношениях.
Приняв ребёнка из крестильной купели и став его духовными родителями, несущими за него ответственность перед Богом, крёстная и крёстный и после совершения обряда не имели права на создание общего семейного союза.
Само собой, крёстное родство, исключавшее возможность вступления в брак, связывало крёстных и восприемников.
Этот церковный постулат имеет яркое историческое подтверждение, отсылающее к временам правления великой княгини Ольги, которая первой на Руси приняла Святое Крещение.
Согласно летописи, пленённый красотой русской княгини император Константин VII Багрянородный предложил ей руку и сердце, но она отказала ему, сославшись на то, что он является крещёным христианином, а она нет. И тогда константинопольский правитель разрешил ей креститься, а она потребовала, чтобы он стал её крёстным отцом. Околдованный скорым исполнением мечты, он согласился, забыв, что в таком случае потеряет право на вступление с ней в брак. Этим обстоятельством и воспользовалась княгиня Ольга, которая после обряда отказала Константину VII, законно сославшись на связавшее их духовное родство.
Побратимство – посестримство
В качестве одной из форм ритуального некровного родства русские признавали побратимство (в редких случаях посестримство), подразделявшееся на народное и церковное.
Народное побратимство было двух типов — нарочное и случайное.
Нарочное братание наступало тогда, когда генетически не связанные люди, осознанно обменявшись нательными крестами, становились «братьями (сёстрами) по Богу». Со времён раннего христианства это называлось крестным братством. Кроме того, оно было по поцелую, по крови, по обету, по клятве над домашним очагом, по совместному хождению за русальной целебной травой.
Побратимство случайное вступало в силу при вышеупомянутом молочном родстве, а также вследствие заключения брака между вдовой и братом покойного мужа. К нему же прибегали, если одному из близнецов угрожала смерть. Чтобы избежать её и обмануть судьбу, спасаемое чадо «роднили» с другим человеком.
Церковное побратимство тоже делилось на нарочное и случайное. Первое наступало, когда люди сознательно братались по клятве, по Евангелию и по молитве.
Второе церковное побратимство было случайным и наступало вследствие совместного паломничества в святые места, в результате общего купания в крещенской иордани или в результате крещения в одной и той же воде. Случайное побратимство происходило и при посещении церковных служб, в ходе которых священнослужители по древней традиции обращались к мирянам не иначе как братья и сёстры.
Усыновление
Стать случайными родственниками можно было и при усыновлении детей, которые остались без попечения генетических родителей. В императорской России подобные отношения назывались гражданским родством, а в Советском союзе – искусственным родством. Благодаря усыновлению между ребёнком и усыновителями устанавливались правоотношения, которые были аналогичны тем, что существовали между людьми в обычной семье.
Читайте наши статьи на Дзен