Каких именно трех святых изображают на иконках для автомобилей
На Руси издавна существовала традиция перед дальней дорогой просить заступничества у святых. Да и сегодня многие автомобилисты держат в салоне иконы с ликами тех, кто защищает в дороге от бед и несчастий.
Дорожный триптих
Появившиеся в начале XX века на Западе первые автомобили вызывали смешанные чувства – от удивления до страха. Большинство предпочитало наблюдать за прогрессом со стороны, не решаясь прокатиться на автомобиле ни в качестве пассажира, ни в качестве водителя. Существует легенда, что населению для успокоения прямо рекомендовали брать в дорогу медаль с изображением Святого Христофора – почитаемого покровителя всех путешественников. Так в автомобилях начали появляться первые иконы.
Но просить защиты у высших сил начали задолго до появления автотранспорта. На Руси чаще всего обращались с молитвой к Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и святителю Николаю. Именно их образы чаще всего встречаются в салонах современных авто, хотя некоторые водители также вешают иконку со Святым Христофором или Ангелом-Хранителем. Обычно к святым обращались с короткой молитвой, в которой просили «закрыть со всех сторон», охранить и отвратить «всяческое зло» – разбойников, лютых зверей, «напрасную смерть» и болезнь.
Указующая путь
Как пишет в книге «Дорожная традиция России» В. Корчунков, наряду с Христом, в молитвах перед дальней дорогой люди часто обращались к Богородице. Среди отправляющихся в путь особенно почитаема была византийская икона Богородицы Одигитрии — Путеводительницы. Именно ее лик размещали над воротами, чтобы защитить город от лихих людей и даровать каждому входящему страннику милость и покровительство. Например, на Воскресенских воротах Красной площади располагался образ Иверской Богоматери, относящийся к иконному типу Одигитрии.
Странствующий святой
На Руси главным покровителем всех путешествующих на Руси считался Николай Чудотворец. Он и сегодня остается самым популярным защитником тех, кто находится в дороге, поэтому его иконы чаще других встречаются в автомобилях. Желая подчеркнуть странничество Николы и статус его небесного покровительства путешественников, в народе говорили: «Всем Богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле».
Исследовательница темы странствий в поверьях о Николае Чудотворце Т. Цивьян писала, что почитание этого святого, а также его чудотворных икон, неразрывно связано с движением и дальней дорогой. В Олонецкой губернии в начале XX века на третьей неделе после Пасхи отмечали праздник «дорожного Николы» в память об обретении чудотворной иконы Николы Милостивого.
Традиция почитания Николая Чудотворца перед дальней дорогой насчитывает не одно столетие. Казаки Верхнего Прикубанья до сих пор имеют обыкновение перед путешествием ставить свечу святому и просить у него защиты и помощи. Согласно народным поверьям, Николай Чудотворец не только оберегал в дороге от болезней и лишений, но и защищал от разбойников. Существует легенда о живших у Белого моря трех братьях – богатыре, колдуне и разбойнике, которые грабили паломников. Прекратил их бесчинства «старичок с палочкой в руках», который «дорожным посохом» – главным атрибутом Николая Угодника – «хлопнул каждого по голове – и пар вышел».
Интересно, что в преданиях Русского Севера Николай Угодник не только оберегал путников, но и прокладывал для них тропы и дороги. Проходили они, как правило, по труднодоступным местам, а выводили – к местным святыням.
Святой Стефан и Георгий Победоносец
В дорогу наши предки нередко брали иконки-обереги, вырезанные из дерева или камня. По наблюдениям изучавшего эти дорожные атрибуты Н. Порфиридова, на изображениях часто рядом с Николаем Чудотворцем встречался Святой Стефан. На изученных исследователем иконках XIV века была обнаружена надпись под изображением Стефана – «попутник». Она подтверждала, что Стефан, как и Николай-угодник, считался покровителем путников и всех тех, кто отправлялся в опасное путешествие.
Если Николая-угодника почитали как покровителя путников на всей территории России, то во многих губерниях и даже городах был свой защитник. Например, в Сарове странники часто обращались за помощью к Георгию Победоносцу. В духовных стихах святого описывали как устроителя Русской Земли, который «на ретивом коне» изъездил ее вдоль и поперек, проложив дороги. Каждый год в осенний Юрьев день в Сарове этому святому служили молебны, чтобы все странствующие получили защиту, не сбились с пути и целыми вернулись домой.
Читайте наши статьи на Дзен