Генедеры у шаманов: почему чукчи меняют их с легкостью
Гендерные стереотипы и смена социальных ролей между мужчинами и женщинами порождают множество споров в современном обществе. В связи с этим интересен исторический опыт чукчей, ведь шаманы данного народа с древних времен практикуют нечто подобное. Они не только совершают магические обряды со своими бубнами, но и символически меняют гендерную самоидентификацию.
Мужское и женское
Самоназвание народа чукчей – луораветланы (льыоравэтльане) – означает «настоящие люди». Их самобытная культура предполагает четкое разделение мира, явлений природы, предметов быта и занятий на мужские и женские. Об этом написал известный ученый-полярник Гавриил Сарычев (1763-1831 гг.) в своей книге «Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану», которая несколько раз переиздавалась.
Как отметил исследователь, согласно мифологии чукчей, даже рождаются и умирают мужчины и женщины по-разному: девочек их родителям приносит кукушка, а мальчиков – тоже не аист, а старый ворон. И если для представительницы прекрасного пола естественная смерть считается нормальным завершением жизни, то для мужчины недостойно умирать в своей постели, а не на поле битвы или во время охоты на дикого зверя.
Многие этнографы писали о том, что язык чукчей подразделяется на два варианта по гендерному принципу. Например, женщины произносят звуки «р» и «ч» как русский «ц» и, в отличие от своих отцов и мужей, никогда не пользуются сокращенными вариантами тех или иных слов. Если смелый охотник называет своего родственника «чичэт», то его сестра или жена говорит «цицэт».
Пространство чума четко делится на мужскую и женскую половины. И предметы, которыми пользуются представители обоих полов, имеют гендерные различия. Так, любой чукча сразу же поймет: какие нарты принадлежат хозяину чума, а какие – его супруге.
Г.А. Сарычев в своей книге написал, что «…чукча, управляя оленями, сидит на санках впереди так, что протянутые у него ноги по обе стороны санок упираются пятками в полозья близ самих санных головяшек. Чукчанка же садится с правой стороны и, упираясь правою ногою в полоз, левую имеет протянутою вперед на санках».
Сверхъестественный мир
Научный сотрудник Северо-Восточного комплексного НИИ имени Н.А. Шило Дальневосточного отделения РАН Александра Романенко провела исследование на тему: «Гендерный аспект в шаманизме чукчей». Эта работа была опубликована 20 марта 2007 года информационно-образовательной сетью коренных народов «Льыоравэтльан».
По мнению ученого, в культуре чукчей не только материальный мир имеет строгое разграничение по гендерному принципу, но и сфера сверхъестественного. Мужчинам и женщинам в мифологии народа покровительствуют разные защитники. Считается, что представителей сильного пола оберегают духи земли, тогда как их жены и дочери связаны с водной стихией. Представление о Седовласой старухе – хозяйке моря, создавшей все живое – отражено не только в народном фольклоре, оно пронизывает все сферы культуры чукчей.
С древних времен именно женщины распоряжались семейными святынями – амулетами, бубнами и так называемыми огневыми досками, которые использовались по праздникам для розжига ритуального пламени. А вот убийство жертвенных животных (чаще всего оленей) было исключительно мужской обязанностью.
Как отметила А.С. Романенко, души всех людей, в том числе мальчиков и мужчин, в чукотском фольклоре часто описываются в образе девушек.
Шаманы и шаманки
Известный этнограф Владимир Богораз (1865-1936 гг.) выступил с докладом «К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии» на заседании XII Съезда естествоиспытателей и врачей, которое состоялось 30 декабря 1909 года в Москве. Текст данного доклада был опубликован в журнале «Этнографическое обозрение» (No 1-2 за 1910 год).
В.Г. Богораз разграничил шаманство семейное и индивидуальное, поскольку обряды и ритуалы, совершаемые в кругу родственников, по своей специфике заметно отличаются от действий тех чукчей, которые занимаются мистическими практиками на профессиональной основе. И если на обрядово-бытовом уровне, в семейном шаманстве, женщина «пользуется равноправием и даже как будто предпочтением перед мужчиной», то в индивидуальном плане наибольшего мастерства достигают именно представители сильного пола.
Хотя чукчи считают, что быть шаманкой для женщины – это естественно, в народе бытует поверье, что деторождение отнимает у нее мистические силы и особое магическое вдохновение. Более того, все предметы, связанные с родами, по мнению чукчей, способны лишить шамана части его способностей.
Смена пола по велению духов
Некоторые представители коренного народа, из тех что «профессионально» общаются с духами, осознанно меняют свою половую самоидентификацию.
«Для чукчей существует специальное название: «мягко-человеческое бытие» (jьrka-laul-vaьrgьn). Подобные превращения случаются по приказанию духа kelet, нередко с большим сопротивлением неофита. Нередко он даже предпочитал такому неестественному перерождению смерть и принимал ее из рук духов или своих собственных. Но если соглашался, то начинал медленно превращаться в женщину (мужчину)», – написала А.С. Романенко в своей работе «Гендерный аспект в шаманизме чукчей».
Научный сотрудник СВКНИИ имени Н.А. Шило определила, что существует несколько степеней такого превращения. Мужчина может просто взять себе женское имя, кокетливо причесывать волосы и заплетать их в косы. Обычно это делается, чтобы обмануть, запутать злых духов.
Более глубокая интеграция с женским образом достигается на втором этапе, когда шаман начинает носить одежду, свойственную лицам противоположного пола, он двигается мягче и переходит на другой вариант произношения звуков чукотского языка.
А на стадии полного превращения мужчина теряет всякую связь со своим прошлым, в социальном и поведенческом плане он становится как бы женщиной настолько, что может, например, выйти замуж.
Проанализировав работы известных этнографов и путешественников, интересовавшихся темой шаманизма, можно прийти к выводу, что представители сильного пола, поменявшие свою гендерную принадлежность и ставшие «женщинами», на Чукотке встречаются гораздо чаще, чем их зеркальные противоположности.
Пожалуй, только В.Г. Богораз описал такой случай. В своей книге «Чукчи», часть II «Чукчи и религия» (Ленинград, 1939 г.) этнограф рассказал о пожилой вдове, у которой было трое детей-подростков, когда духи велели ей превратиться в мужчину. Как именно шаманка получила такой приказ неизвестно, ведь общение с духами непостижимо непосвященным, но «…она обрезала волосы, начала носить мужскую одежду, усвоила мужское произношение и даже в короткое время научилась владеть копьем и стрелять из ружья».
Причем, такие шаманки, уподобляющиеся представителям сильного пола, могут жениться на девушках. А дети, рожденные их супругами в результате полигамных отношений в групповом браке (обычно от какого-нибудь соседа), считают своим отцом «мужеподобную женщину».
Зачем надо превращаться
Главной причиной смены гендерной роли сами шаманы называют приказ неких духов. То есть, они перекладывают ответственность за все происходящее на волю сверхъестественных сил.
По мнению большинства ученых, смена пола имеет свои плюсы. Дело в том, что обычные чукчи считают таких шаманов особенными, абсолютно неуязвимыми, наиболее могущественными, ведь вместе с превращением они обретают способности, изначально им не присущие. Получается, что мужчине, который зарабатывает на жизнь мистическими практиками, достаточно переодеться женщиной, чтобы клиентура увеличилась, а отношение простых людей стало еще более уважительным.
Не исключено, что простодушные клиенты, которые приходят к шаману за удачей в охоте или исцелением от ревматизма, искренне верят, что данный мужчина на самом деле превратился в женщину, а не просто ею притворяется. А раз он способен на такую игру с природой, то с обычной проблемой справится очень легко.
Впрочем, причина может быть не только меркантильной, но и глубоко личной. Если человек имеет гомосексуальные наклонности, но не решается признаться в обществе суровых охотников и оленеводов, то ему проще сменить гендерную роль, объявив себя шаманом и сославшись на волю духов. Все равно никто из простых людей не способен их услышать.
Интересно, что ритуальная смена пола встречается во многих культурах, зародившихся далеко от Чукотки. В частности, подобное в различных вариациях практикуют шаманы некоторых племен Северной и Южной Америки, индонезийские маги. Большинство ученых считают данные практики отголосками матриархата, бытовавшего в древности.
Поэтому не исключено, что чукотские шаманы, притворяющиеся представительницами прекрасного пола, делают это, желая постичь сакральный смысл женского начала, не присущего им от рождения, а поэтому непонятного. Возможно, это отголоски древних представлений о том, что наиболее полно воспринимать мир духов способна лишь женщина. И необходимо в нее превратиться, чтобы достичь настоящих вершин мастерства.
Читайте наши статьи на Дзен