Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-09-16 16:45:29

Касание покойника: какие эффекты оно накладывало на русских

Жители Руси старались всячески избежать негативного воздействия покойника. Тем, кто прикасался к телу усопшего, не разрешалось совершать определенные действия, которые были связаны с выживанием русских крестьян.

Прикосновения после смерти

Похороны всегда считались на Руси одним из важнейших этапов жизни человека, завершением земного пути. Именно поэтому прощание с покойником и отличалось таким количеством традиций и запретов. Что касается последнего, то здесь в первую очередь речь идет о тактильном контакте с умершим и его вещами. Так, Владимир Бузин, автор учебного пособия «Этнография русских», утверждает, что русские были уверены в том, что душа усопшего еще в течение трех дней находится в доме. В связи с этим вещи покойного и постель не убирали. А на том месте, где спал умерший, никто не ложился.

Как пишет Павел Кузьменко в издании «Наши традиции: крещение, венчание, погребение, посты», даже при выносе гроба из дома старались не задеть дверные косяки и пороги. Считалось, что в противном случае мертвец обязательно вернется домой «по своему следу». Мало того, гроб всегда несли те, кто не был тесно связан с усопшим при жизни. Если верить Г.А. Носовой, автору издания «Традиционные обряды русских», это могли быть специально нанятые мужчины (копачи), товарищи по работе, в крайнем случае дальние родственники, но никак не представители близкой родни, непосредственные члены семьи.

«Заразные» покойники

Впрочем, прикасаться к покойнику иногда запрещалось и людям, не имевшим с ним родства. Например, Владимир Дынин в своей книге «Когда расцветает папоротник: народные верования и обряды южнорусского крестьянства XIX-XX веков» пишет о том, что в Павловском уезде Воронежской губернии, когда клали тело умершего в гроб, выгоняли из комнаты беременных женщин, а молодым вне зависимости от степени родства строжайше запрещалось прикасаться к умершему. Подобные запреты были обусловлены вредоносным влиянием усопшего на живых людей, в его своеобразной «заразностью», способностью передавать «мертвую энергию».

Недаром, как утверждает Елена Данилко, автор издания «Старообрядчество на Южном Урале», в некоторых старообрядческих общинах прикасаться к умершему, а тем более целовать его, было не принято. Говорили: «Сколько раз дотронешься до мертвого, столько раз нужно помыться». Да и среди тех, кто не относил себя к старообрядцам, бытовали различные методы, с помощью которых можно было избавиться от негативного воздействия усопшего. Например, гости, присутствовавшие на поминках, непременно должны были вымыть руки и прикоснуться к печи для того, «чтобы в доме больше не было покойников».

Хлеб – всему голова

Но даже перечисленные выше ритуалы не снимали с тех, кто касался покойника, запрета на определенные действия. Известно, что главное, о чем заботились наши предки, — это хлеб. Урожай хлеба, впрочем, как и других культур, определял всю жизнь русских крестьян, их благосостояние. Поэтому неудивительно, что Л.С. Лаврентьева в издании «Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор» сообщает о том, что тем, кто находился в контакте с покойником, запрещалось прикасаться к пище. А в доме, где лежал мертвый, никогда не пекли хлеб.

Кроме того, Александр Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 год) писал: «На Руси кто прикасался къ трупу покойника, тотъ не долженъ сѣять, потому что сѣмена, брошенныя его рукою, омертвѣютъ и не принесутъ плода». Также, если верить Н. Толстому и Т. Агапкиной, авторам этнолингвистического словаря «Славянские древности», сеять что-либо вообще не разрешалось, пока в деревне был не захороненный покойник. Считалось, что, если пренебречь данным правилом, посевы, которым передастся вредоносная, смертоносная «сила» усопшего, попросту не взойдут.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: