Касание покойника: какие эффекты оно накладывало на русских
Жители Руси старались всячески избежать негативного воздействия покойника. Тем, кто прикасался к телу усопшего, не разрешалось совершать определенные действия, которые были связаны с выживанием русских крестьян.
Прикосновения после смерти
Похороны всегда считались на Руси одним из важнейших этапов жизни человека, завершением земного пути. Именно поэтому прощание с покойником и отличалось таким количеством традиций и запретов. Что касается последнего, то здесь в первую очередь речь идет о тактильном контакте с умершим и его вещами. Так, Владимир Бузин, автор учебного пособия «Этнография русских», утверждает, что русские были уверены в том, что душа усопшего еще в течение трех дней находится в доме. В связи с этим вещи покойного и постель не убирали. А на том месте, где спал умерший, никто не ложился.
Как пишет Павел Кузьменко в издании «Наши традиции: крещение, венчание, погребение, посты», даже при выносе гроба из дома старались не задеть дверные косяки и пороги. Считалось, что в противном случае мертвец обязательно вернется домой «по своему следу». Мало того, гроб всегда несли те, кто не был тесно связан с усопшим при жизни. Если верить Г.А. Носовой, автору издания «Традиционные обряды русских», это могли быть специально нанятые мужчины (копачи), товарищи по работе, в крайнем случае дальние родственники, но никак не представители близкой родни, непосредственные члены семьи.
«Заразные» покойники
Впрочем, прикасаться к покойнику иногда запрещалось и людям, не имевшим с ним родства. Например, Владимир Дынин в своей книге «Когда расцветает папоротник: народные верования и обряды южнорусского крестьянства XIX-XX веков» пишет о том, что в Павловском уезде Воронежской губернии, когда клали тело умершего в гроб, выгоняли из комнаты беременных женщин, а молодым вне зависимости от степени родства строжайше запрещалось прикасаться к умершему. Подобные запреты были обусловлены вредоносным влиянием усопшего на живых людей, в его своеобразной «заразностью», способностью передавать «мертвую энергию».
Недаром, как утверждает Елена Данилко, автор издания «Старообрядчество на Южном Урале», в некоторых старообрядческих общинах прикасаться к умершему, а тем более целовать его, было не принято. Говорили: «Сколько раз дотронешься до мертвого, столько раз нужно помыться». Да и среди тех, кто не относил себя к старообрядцам, бытовали различные методы, с помощью которых можно было избавиться от негативного воздействия усопшего. Например, гости, присутствовавшие на поминках, непременно должны были вымыть руки и прикоснуться к печи для того, «чтобы в доме больше не было покойников».
Хлеб – всему голова
Но даже перечисленные выше ритуалы не снимали с тех, кто касался покойника, запрета на определенные действия. Известно, что главное, о чем заботились наши предки, — это хлеб. Урожай хлеба, впрочем, как и других культур, определял всю жизнь русских крестьян, их благосостояние. Поэтому неудивительно, что Л.С. Лаврентьева в издании «Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор» сообщает о том, что тем, кто находился в контакте с покойником, запрещалось прикасаться к пище. А в доме, где лежал мертвый, никогда не пекли хлеб.
Кроме того, Александр Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 год) писал: «На Руси кто прикасался къ трупу покойника, тотъ не долженъ сѣять, потому что сѣмена, брошенныя его рукою, омертвѣютъ и не принесутъ плода». Также, если верить Н. Толстому и Т. Агапкиной, авторам этнолингвистического словаря «Славянские древности», сеять что-либо вообще не разрешалось, пока в деревне был не захороненный покойник. Считалось, что, если пренебречь данным правилом, посевы, которым передастся вредоносная, смертоносная «сила» усопшего, попросту не взойдут.
Читайте наши статьи на Дзен