Прощание с усопшим у русских: кто из родных имеет право сделать это первым
Похороны человека, как и каждый обряд, совершаемый у русских, четко регламентирован. Прощание с усопшим тоже должно соответствовать вековым традициям русских похорон. Даже очередность, согласно которой родные подходят к гробу, чтобы в последний раз взглянуть на покойного, установлена народными обычаями.
Социальный аспект
Русские погребальные традиции представляют собой причудливое сочетание православного ритуала с многочисленными языческими поверьями, сохранившимися с древних времен. Причем, с течением веков дохристианские обряды постепенно забывались и утрачивали свою значимость в народном сознании, что объясняется последовательно усиливавшимся влиянием официальной религии. Об этом этнограф Ирина Кремлева написала в статье «Похоронно-поминальные обычаи и обряды», которая вошла в сборник научных работ «Русские», опубликованный в 1997 г. Институтом этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая.
Причем, похороны имели отчетливо выраженный социальный аспект. И.А. Кремлева особо отметила, что «… смерть односельчанина становилась событием в жизни всей деревни и касалась не только самых близких, но и всех окружающих». Кто-то из соседей или родственников приносил семье покойного деньги, кто-то помогал рыть могилу, изготавливать гроб, шить саван или обмывать усопшего. Все участвовали в погребении, кто как мог.
И все же, именно родные люди играли ключевую роль в этом обряде, именно они хоронили человека, взаимодействуя при этом с представителями церкви, дальними родственниками, соседями, друзьями и коллегами покойного.
Где и как прощались
Обряд прощания с усопшим обычно проходился на третий день после кончины человека, он проводился перед погребением. Согласно христианской традиции, гроб с умершим выносили из дома и везли в ближайшую церковь, где происходила панихида.
Известный писатель, фольклорист Федор Капица в книге «Тайны славянских богов. Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды» (Москва, 2007 г.) отметил, что во время ритуала священник обращается к Всевышнему с просьбой принять душу покойного в Царствие Небесное, произносит специальную молитву и кропит гроб святой водой. В это время церковный хор исполняет положенные религиозные песнопения. Церемонию завершает напутствие священника усопшему и живым, присутствующим на отпевании.
Затем в церкви происходит прощание с покойником. Члены его семьи, родственники, друзья, коллеги и соседи поочередно подходят ко гробу, прощаются с дорогим и близким человеком, при этом совершая так называемое последнее целование. Несмотря на название ритуала, прямого соприкосновения живых губ с мертвым телом не происходит: суеверные люди опасаются «подхватить» негативную энергетику, да и вероятность инфицирования нельзя исключать, если жизнь человека унесла болезнь. Поэтому участники панихиды целуют либо венец на лбу покойного, либо икону, либо крест, расположенный у левой руки.
После церковной панихиды гроб отправлялся на погост. Но если церковь находилась слишком далеко или у людей не было возможности доставить туда тело для религиозной церемонии (например, из-за весеннего паводка), то отпевание и прощание с покойным могло проходить дома, куда специально приглашали священника. Хоть это и считалось отклонением от установленных правил, многие служители православной церкви шли навстречу пожеланиям прихожан. В таком случае после заупокойной службы и церемонии прощания усопшего сразу везли из дома на кладбище.
Более того, иногда у жителей отдаленных деревень не было возможности даже пригласить на дом священника. Например, на Крайнем Севере. Поэтому умерших приходилось хоронить без отпевания, а затем в церковь отвозили платок, которым было покрыто тело перед погребением. Священник просто совершал ритуал отпевания над платком и символически засыпал его землей. Но и в этом случае обряд прощания обязательно проводился, ведь он имел очень большое значение в русской похоронной традиции.
Иногда этот ритуал происходил не в церкви и не дома, а прямо на кладбище. Гроб с телом усопшего ставили у могилы. К нему по очереди подходили родные и близкие люди. Затем крышку гроба заколачивали.
Очередь к покойному
Порядок, который люди соблюдают при прощании, связан с двумя критериями: близость к покойному и статус, как семейный, так и социальный. Первыми прощаться всегда подходят члены семьи, затем родственники – от самых близких до дальних, далее следует очередь друзей, коллег и соседей.
Это теме посвящена статья «Магия коммуникаций в похоронной обрядности русских Казанского Поволжья», которую написали в соавторстве доктор исторических наук Гузель Столярова, кандидат исторических наук Надежда Рычкова и аспирант Марийского госуниверситета Ольга Данилова. Совместная работа ученых вышла в журнале «Вестник Марийского госуниверситета» (том 3, № 2 за 2017 г.). В ней исследователи отметили, что порядок прощания отражал и внутрисемейную иерархию, и степень родства человека с покойным.
«Причем, в начале прощался глава семейного коллектива, в котором жил покойник. Первым с усопшим отцом или матерью прощался тот сын, с которым они жили, как правило, это был младший сын, потом все остальные сыновья и дочери по старшинству, далее внуки (мальчики и девочки), затем снохи, причем первой из них та, которая жила вместе с ними», – написали Г.Р. Столярова, Н.В. Рычкова и О.Н. Данилова.
Особенно строго такая очередность соблюдалась старообрядцами, среди которых многие древние обычаи и обряды сохранились лучше.
Примечательно, что принцип «по старшинству» действовал и при прощании с покойным его коллег. Так, посетивший похороны начальник подходил к гробу раньше, чем рядовые сотрудники. Если же они все были равны по социальному статусу, то первенство доставалось самому возрастному из коллег. Тот же принцип соблюдался, когда с покойным прощались его соседи и знакомые.
Мертвые все слышат
Во время прощания люди, как правило, по очереди обращаются к покойному, произнося все, что хотели сказать при жизни, но не успели или не смогли. Родные просят прощения у усопшего, если считают себя в чем-то виноватыми перед ним, а также желают ему: «Пусть земля будет пухом». Эта традиция базируется на представлении, что душа усопшего во время похорон находится рядом с телом, а поэтому слышит все, что говорят участники траурной церемонии.
Данный факт подметил известный филолог-фольклорист Дмитрий Зеленин в своей книге «Восточнославянская этнография», первое издание которой состоялось в Германии 1927 г. Исследователь написал, что на уверенности людей в способности покойного слышать все происходящее на похоронах основаны, например, такие обычаи как приглашение плакальщиц и распевание веселых песен после совершения всех необходимых обрядов.
Женские причитания должны показать мертвой душе, что она была достойно оплакана. А демонстрация хорошего настроения – убедить покойного в том, что у его живых родственников все благополучно, и он может отправляться в загробный мир, ни о чем не волнуясь.
Не удивительно, что прощание с покойным напоминает проводы человека в дальний путь.
Читайте наши статьи на Дзен