«Примаки»: за каких русских не выходили замуж, а брали в мужья
Патриархальная традиция у русских была залогом выживания и существования. Она была строго иерархична и во многом благодаря ей наш русский этнос смог выжить и образовать самое большое государство в мире. Однако, как и в каждом правиле, тут есть исключения. У предков были обычаи, которые узаконивали возможности для девушки и парня поменяться местами в плане социальных ролей.
Тяжко доможиру
Повсеместно распространенным случаем, когда мужчина и женщина менялись местами, был обычай примачества. Традиционно девушка после свадьбы отправлялась жить в дом мужа. Она прощалась с домашними и переходила в новую семью. Но случалось и наоборот – жених переезжал к родителям молодой жены.
Как пишет в статье «Принятые – люди проклятые» И. Качинская, случалось это чаще из-за несостоятельности мужчины. Как правило, он был сиротой. Либо не получил оставленного отцом имущества или не нажил собственного. Поэтому вынужденно становился в семье жены эдакой приживалкой, бесплатной рабочей силой, продолжателем рода. Реже – «взятый в мужья» не возвращался в родное село после демобилизации или из-за неминуемого наказания за какой-либо проступок.
И сегодня во многих селах сохраняется общее наименование для всех парней, за которых не выходили замуж, а брали в мужья. Называют таких «примаками». А в архангельских говорах для мужчин, переезжающих после свадьбы в дом жены, сохранилось более 40 наименований. Большинство – с уничижительно-оскорбительным оттенком: доживало, доможир, налёпыш, придатыш. После прихода в дом жены мужчина долгое время был лишен прав, но со временем мог обзавестись собственным домом и стать полноправным хозяином. Иногда бесправного примака заставляли взять фамилию жены – над таким односельчане могли потешаться до конца его дней.
Уважаемый примак
Другие ситуации, вынуждающие мужчину после свадьбы переехать в дом жены, меняли и его статус. Часто родители невесты сами заманивали жениха в свой дом. Причины у них были веские. Они не имели сыновей или не хотели расставаться с единственной дочерью – лишаться помощницы и опоры в старости. В таких случаях примак становился полноправным членом семейства. А в случае смерти тестя и отсутствия братьев у жены – главой семьи.
Правда, новобрачная в таких ситуациях лишалась традиционного сострадания и послаблений, которые получала невеста, уходящая «в чужие люди». С ее мнением не считались, да и на слезы или обиды внимания не обращали.
Двойная смена ролей
Каждый знает, что инициатива сватовства исходит от жениха и его родителей. Но оказывается, существовал и абсолютно противоположный обычай. Свататься в дом жениха приходили родители или другие родственники невесты – тетка, сестра или брат. Сулили, как и полагается, щедрое приданое, расхваливали невесту на все лады, обещали в случае согласия «обуть-одеть жениха с ног до головы».
В статье «Оригинальные свадебные обычаи в Рязанской губернии» Е. Самоделова пишет, что называлась такая традиция навязыванием. И происходило оно в двух ситуациях. Во-первых, когда родители невесты не имели сыновей и желали «принять во двор» будущего зятя. В этом случае смена ролей жениха и невесты происходила даже дважды. Сначала вместо сватовства проводилось навязывание, потом – молодые приезжали не в дом мужа, а к родителям жены.
Последний шанс
Во-вторых, навязываться (или набиваться) приходилось засидевшимся в девках и вдовам. Для них это становилось последним шансом. Нередко у дома потенциального жениха родственники невест-конкуренток устраивали настоящие торги. Пришедшие первыми расхваливали «товар», сидя на почетном месте в избе. Опоздавшие – «перебивали цену», стоя под раскрытым окном. На Рязанщине тех, кто расхваливал невесту во время навязывания, называли хвастушками или хвастунами.
Более древняя традиция выглядит сегодня совсем уж унизительной. Засидевшуюся в девках или вдову родственники сажали на салазки и возили по деревне с криками: «Поспела! Созрела! Кому?» или «Кому нужна надолба (невеста)?» Если желающие находились, родителей перестарки приглашали в дом потенциального жениха. Сговор и рукобитие совершалось без лишних проволочек, а свадьба частенько устраивалась уже на следующий день. Побыстрее – чтоб уж точно не сорвалась.
Не тот дом
Обычай навязывания упоминается еще в «Записках о московских делах» С. Герберштейна 1516 года, а также в «Русском законе» Юрия Крижанина 1663 года. В слегка трансформированном виде традиция бытует и сегодня в Архангельском регионе.
Так, в селах Исады и Аргамаково родственники потенциальной невесты «выбивают» у родителей жениха предварительное согласие. Затем парень приезжает в дом невесты, забирает ее с родителями к себе. В доме жениха и происходит официальное сватовство «по всем правилам», то есть сватаются родственники жениха. Напомним, что традиционно родня жениха была инициатором сватовства, но происходило оно в доме невесты.
Читайте наши статьи на Дзен