Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-10-25 21:29:25
Ашхен Аванесова

Какие русские готовили себе гроб при жизни

На Руси существовало немало противоречивых примет связанных с гробом. Одни гласили, что задумываться при жизни о своём последнем материальном пристанище опасно, поскольку, таким образом, можно приблизить наступление смерти, другие наоборот, пророчили долгое земное пребывание. Среди тех, кто не верил в плохие предзнаменования и предпочитал лично участвовать в создании своего гроба, были крестьяне, монахи и старообрядцы.

Крестьяне

В старину в народной среде весьма популярной была поговорка: «Купил гроб — долго жить будешь!». Руководствуясь этим правилом, некоторые крестьяне заранее приобретали или сколачивали себе гроб, который хранили в сенях, в сарае, но чаще всего на чердаке.

По традиции, чтобы не накликать беду, гроб необходимо было заполнить пшеницей. Если до весны хозяин «ковчега» не умирал, то зерно, лежавшее в нём, использовали в качестве посевного материала или раздавали как милостыню.

Церковная точка зрения

Протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев* констатировал, что практически ни в одной религии нет запрета на то, чтобы человек при жизни заказывал себе гроб.

Он считает, что подобная традиция проникла на Русь из православных европейских стран и закрепилась даже среди монахов. Если прихожанин захочет загодя приобрести себе гроб и обратится за советом к русскому священнослужители, то он, скорее всего, благословит человека, поскольку в его действиях нет ничего греховного.

Аналогичное желание могут воплотить в жизнь и монахи. Обычно иноки устанавливают гроб в красном углу и каждое утро, молясь, благодарят Господа о дарованной жизни. Однако есть и такие затворники, которые предпочитают просто спать в нём, поскольку так удобнее думать о вечности.

Старообрядцы

В некоторых старообрядческих общинах собственноручное вытачивание своего гроба является традицией предков.
Достоверно известно, что староверы из бурятского села Тарбагатай, а также приверженцы дореформенного православия, проживающие на территории современной республики Коми и в дальневосточных областях России (например в деревне Янмутьхоуза Чугуевского района Приморского края), даже в наше время не нарушают этот старинный обычай.
Старообрядцы именовали гроб домовиной и чаще всего вытёсывали его из цельного ствола дерева.

Для этого они брали подходящее по толщине бревно, распиливали его на две равные половины, а затем выдалбливали из них внутреннее содержание. Таким образом, у них получалась пустотелая домовина, сохранявшая форму бревна, при создании которой не использовались гвозди. В староверческой среде считалось, что в мире ином эти крепёжные детали могли беспокоить и приносить дискомфорт усопшему. Вместе с тем у некоторых староверов не считалось нарушением канонов изготовление домовины из досок, которые скреплялись специальными скобами.

Готовый гроб накрывали тюлем или цветастым платком и отправляли на хранение до должного часа на завалинку или чердак. Так староверы не только подготавливали себе гроб, но и по верованиям привлекали в дом удачу. После похорон покрывало с домовины забирали родственники покойного.

Сектанты

Некоторые приверженцы дониконианского православия по-своему трактовали Священное писание и сформировали ряд неканонических традиций, которые должны были беспрекословно выполняться членами их общины.

Историк Юлия Владимировна Полева в работе «Конфессиональные различия пещерничества в междуречье Волги и Дона» писала о раскольниках практиковавших пещерничество. На Дону лидером этого движения был подвижник Иов Льговский, который спустя 8 лет после церковного раскола основал на берегах реки пустынь, просуществовавшую до 30-х годов ХХ века.

Эти сектанты воспринимали пещеру как священное место. Во-первых, она ассоциировалась у них с вертепом, в котором появился на свет младенец Иисус, а во-вторых, считалась наиболее удалённым от внешнего мира уголком, где было удобно предаваться молитвам.

Поначалу власти не обращали на пещерников внимания, однако при Петре I они попали в опалу.
Чтобы продолжить своё служение, наиболее рьяные общинники выдалбливали себе домовину, помещали её в землянку и так, живя в гробу, вдали от мирской суеты отправляли свои религиозные обряды.

*-признан иноагентом на территории РФ

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: