Надгробные фото: почему они есть только на русских кладбищах
Традиционно надгробие могло иметь самые разные формы, но на нём всегда отсутствовало портретное изображение усопшего. Но после установления советской власти традиции коренным образом изменились — отныне портрет человека должен быть на могильном камне. Почему?
Борьба с религией
Справедливости ради стоит отметить, что традиция надгробного фото актуальна не только для русских, но и для большинства народов, входивших в состав Советского Союза.
Отбив власть у императорской семьи, большевики начали борьбу со всем, что было связано с прежним режимом. Одной из первых, как известно, под раздачу попала религия.
В дореволюционной России православные русские водружали над могилой крест с иконой, мусульманские народы ставили традиционный столб, а представители других религиозных направлений использовали в погребальных традициях присущие их вере атрибуты.
Насаждая в обществе атеизм, коммунисты стремились создать единообразие и на кладбищах. Вскоре типичным для всего населения СССР стала замена на надгробных памятниках религиозной символики фотографией усопшего.
В своей работе «Большевики против русской церкви» Сергей Бычков отмечал, что с конца двадцатых годов XX века велась целенаправленная работа по искоренению религиозного мировоззрения, частью которой стала кампания по вытеснению конфессиональных знаков с погостов и замена их на фотографии.
Перешедшие под знамя атеизма потомки мусульман стали пренебрегать запретом на изображение человека и помещали на надгробной плите фотографии родных, а люди, отошедшие от православия, в котором не существовало подобного табу, были рады, что отныне, придя на кладбище, они могли общаться с родственниками, видя их лица.
Фотография в православии
Среди православных священников нет единства в вопросе о том, допустимо ли помещать на памятнике фото покойного?
Одни служители культа утверждают, что необходимо искоренить привнесённую антихристианами-коммунистами традицию. Они предлагают вернуться к корням и в качестве надгробья использовать появившийся сразу же после крещения Руси крест с иконой.
Другие не видят в фотографии ничего противоречащего православной вере. Напротив, они полагают, что изображение на надгробии помогает человеку, приходящему на могилу, освежить в памяти черты родного человека. Единственное от чего они предостерегают – это от чтения молитвы на образ человека, поскольку воздавать ее нужно исключительно Богу.
Об этом в своей статье «Богатством гроба не удивишь Бога» писал игумен Фёдор Яблоков, который, не видя ничего плохого в портретах, напоминал, что глядя на лицо усопшего родного, но молясь напрямую Богу, люди не нарушают заповеди «не сотвори себе кумира».
Более того не существует запрета на то, каким должно быть изображение человека на фотографии. Если родные хотят, чтобы с могильной плиты на них смотрел улыбающееся лицо усопшего, можно смело нести в ритуальную мастерскую соответствующее фото.
Однако священнослужители просят родственников, чтобы при создании памятника они соблюдали иерархию расположения символов.
Согласно церковным канонам самым верхним знаком на плите должен быть крест, ниже него можно поместить изображение самого человека, либо образ святого угодника, а далее должна следовать надпись и эпитафия.
К слову образы святых могут располагаться как на лицевой, так и на обратной стороне памятника, хотя не редки случаи, когда они изображаются по обе стороны плиты.
Противники изображения человека на надгробии в качестве аргумента приводят довод, что, посещая могилу умершего родственника или дорогого человека, люди, прежде всего, должны видеть крест, воздавать молитвы Богу, помнить о чудесном воскресении и верить в жизнь после смерти, а не вдаваться в воспоминания, глядя на фотографию близкого человека.
Лица, верящие в суеверия, считают, что изображённый на надгробии образ человека не позволяет его душе попасть в иной мир, и вместо того, чтобы обрести спокойствие, она скитается по земле живых и обретает статус «неприкаянной».
Читайте наши статьи на Дзен