Чем крещенская святая вода отличается от обычной святой воды
Поклонение водной стихии имеет древние корни. И это как раз тот случай, когда языческие верования органично влились в христианскую традицию. Вода приобретает особенно большое значение для православных в праздник Крещения. Считается, что именно 19 января эта природная стихия приобретает целебные свойства и может очистить человека от грехов.
Великое освящение
«Агиасма» – так православные религиозные деятели называют освященную воду. В переводе с греческого языка это слово означает «святыня». И в зависимости от того, для чего будет применяться вода, представители церкви используют разные богослужебные чины.
Накануне Крещения Господня (Богоявления) и в сам день праздника совершается великое водоосвящение. Оно происходит как в храмах, так и непосредственно на водоемах. А специально прорубленные во льду проруби, в которые по традиции окунаются некоторые верующие, называют «иорданями» в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан.
Верующие запасаются крещенской водой, поскольку считается, что она сохраняет чудесные свойства в течение года: может исцелять различные хвори, защищать от сглаза и порчи, восстанавливать мир и гармонию между людьми. Эту воду пьют натощак после специальной молитвы, ее добавляют в поилки больных животных. Святой водой окропляют дома и автомобили, желая уберечь ценное имущество от возможных ЧП.
Великое водоосвящение, правда, в сокращенном варианте используется и при таинстве крещения. Известный автор произведений религиозной тематики сестра Стефания и писатель Алексей Лимберг охарактеризовали сущность почитаемой православными природной стихии в книге «Вода поможет! Как через воду получить желаемое» (М., 2011 г.).
«И если обычная вода дала жизнь биологическую, смертную, то святая вода дает жизнь без смерти. Это – вода бессмертия, вода вечной жизни. Это сущность, которая уже живет в вечности. И для нее неважно, сколько времени прошло – день, год или век. Вот почему она не портится», – написали сестра Стефания и А. Лимберг.
Малый чин
В отличие от великого водоосвящения, которое используется накануне и во время праздника Крещения, малый богослужебный чин исполняется служителями церкви в другие православные праздники. Так, водосвятный молебен обязателен в пятницу Светлой седмицы, в дни Живоносного Источника и Преполовения Пятидесятницы, а также во время празднования Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Малое водоосвящение совершается и в другие памятные даты, по просьбам верующих.
Данный богослужебный чин также применяется во время храмовых праздников, при освящении церкви, на торжественных молебнах и во время крестных ходов. Посещение верующими святого источника – еще один повод для малого водосвятия.
То есть, главной особенностью крещенской воды является то, что она освящается особым образом, в результате более длительного и торжественного богослужения. Неслучайно такую воду называют «великой агиасмой». Поэтому многие люди полагают, что именно 19 января, трижды окунувшись в прорубь с головой, человек может буквально смыть с себя весь накопившийся за год негатив. Хотя служители церкви считают, что избавиться от грехов, все же, помогают молитвы, искреннее покаяние и таинство исповеди.
Крещенская и богоявленская
Поскольку великое водоосвящение совершается дважды – в Крещенский сочельник и в сам праздник, то многие думают, что вода в эти дни обладает различными свойствами. Воду, освященную именно 19 января, называют собственно крещенской, а накануне праздника – богоявленской. Хотя представители церкви отмечают, что никакой разницы между ними нет. Об этом говорится в статье православной журналистки Дарьи Мангушевой «О Крещенской воде», которая вышла в религиозно-просветительском журнале «Фома» 18 января 2021 г.
По словам автора, вода в эти два дня «освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами». А Крещение Господне и Богоявление – это два названия одного и того же праздника.
Впрочем, суеверные люди все равно соблюдают целый комплекс примет, связанных со святой водой. Некоторые прихожане, например, специально набирают великую агиасму в нескольких храмах и затем смешивают ее в одном сосуде. Считается, что тогда она станет более сильной, действенной. А иные полагают: чем больше выпить святой воды, тем лучше будет для здоровья. И это несмотря на заверения священников, что духовная благодать не измеряется ни в граммах, ни в стаканах.
Народные верования
Вообще, народные суеверия относительно свойств и сфер применения святой воды уходят своими корнями в древние времена. В мировоззрении жителей Руси причудливым образом сплелись языческие и христианские традиции. Поэтому многие убеждены, что вода обладает поистине магической силой, если набрать ее еще до восхода солнца в особые дни. Например, во время праздника Ивана Купалы, в первый день года, в Чистый четверг или Страстную пятницу, наутро после Рождества или на Сретение. Поэтому 19 января каждого года многие верующие приходят в храмы ни свет, ни заря. Они стремятся набрать крещенской воды как можно раньше, опасаясь, что уже через несколько часов она потеряет свою чудодейственную силу.
Поклонение святым источникам – еще одна изначально языческая форма почитания воды. Известный психолог, председатель Международной ассоциации саморазвития и самопознания человека Светлана Филатова в книге «Магия воды. Чудесные исцеления» (М., 2014 г.) написала о том, что каждый такой родник в сознании верующих ассоциируется с именем какого-либо святого.
«На Руси были известны подземные источники, связанные с явлением святых угодников. Поклонение источникам связывали также со святой Параскевой Пятницей – христианской интерпретацией языческой Макоши. К таким источникам люди приносили предметы и орудия рукоделия – пряжу, холсты, сшитые и вышитые рубахи, полотенца», – рассказала С.В. Филатова.
Часто воду из особых родников верующие считали не менее целебной и чудодейственной, чем освященную в церкви. Правда, существовал и своеобразный анти-рейтинг. Нечистой на Руси издавна называли воду из непроточных водоемов, а также использованную в домашнем хозяйстве. Самой же грязной, по народным поверьям, являлась банная вода. Ведь она, как считалось, смывает с людей не только физическую, но и духовную грязь.
Что говорят ученые
Впрочем, утверждение многих верующих, что в день Крещения вся вода в мире приобретает чудодейственные свойства, как ни странно, находит подтверждение в научных кругах. Такой вывод сделали доктор физико-математических наук Андрей Павлов, кандидат физико-математических наук Юрий Ермолаев и аспирант Московского технического университета связи и информатики Екатерина Ломакова. Результаты своих исследований ученые изложили в статье «Изменение физических свойств крещенской воды при воздействии электромагнитного излучения», которая вышла в журнале «Мир науки» (No 1 за 2013 г.).
Авторы отметили, что «проба, взятая в день Крещения 19 января 2013 года, показала спектры существенно отличающиеся от спектров до и после Крещения». Исследователи обратили внимание, что у сосуда с водой, датированной временем церковного праздника, зафиксировано увеличение электродвижущей силы (ЭДС) в 40 раз по сравнению с другими экспериментальными пробами. По мнению ученых, такие показатели связаны с тем, что именно 19 января каждого года вода обретает совершенную кристаллическую структуру.
Выводы ученых, подтверждая народные представления, противоречат утверждениям служителей церкви, что освященная вода обладает одними и теми же свойствами, независимо от того, крещенская она или нет. Авторы статьи утверждают: «Однако свойства освященной воды существенно отличаются от свойств крещенской воды, что, прежде всего, проявляется в длительности и силе воздействия крещенской воды на организм человека».
А. Н. Павлов, Ю. М. Ермолаев и Е. М. Ломакова полагают, что 19 января каждого года вся вода нашей планеты трансформируется под влиянием некоего стороннего излучения, и это явление длится примерно одни сутки. По мнению ученых, сама по себе крещенская вода, даже не освященная в церкви, способна исправить нездоровую энергетику человеческого организма, воздействуя на него словно универсальное лекарство.
А как у старообрядцев
Среди старообрядцев распространен чин причащения крещенской водой, что свидетельствует о совершенно особом к ней отношении. Данный факт доктор исторических наук Александр Черных отметил в статье «»Святая вода» в старообрядческих традициях Пермского Прикамья», которая вышла в журнале Челябинского госуниверситета Magistra Vitae (No 5 за 2008 г.).
Старообрядцы отмечают два праздника, связанных с почитаемой природной стихией:
‒ Большая или Великая крещенская вода – 19 января;
‒ Малая, Успенская или Спасовская вода – 14 августа.
При этом у них различается не только чин освящения воды зимой и летом, но и сфера применения той или иной агиасмы. Так, старообрядцы Прикамья могут пить крещенскую воду или окроплять ею свои дома только в течение двух часов после освящения. Затем остатки необходимо вылить в проточный водоем. А вот малую воду, которая освящается на Медовый Спас, разрешается использовать в любое время.
Впрочем, в отдельных старообрядческих деревнях великим статусом наделяется лишь агиасма, освященная 18 января, в Крещенский сочельник. А что касается воды, над которой церковный обряд был совершен на следующий день, то она считается просто святой. Старообрядцы хранят и применяют ее в течение всего года, точно также как делают это обычные прихожане РПЦ.
Читайте наши статьи на Дзен