Великий пост: с какой молитвы его нужно начинать
Небольшая молитва христианского святого IV века Ефрема Сирина является символом Великого поста. Она по много раз повторяется за каждым богослужением и сопровождается поклонами. Что же в этом тексте такого важного, стоящего многократного прослушивания и молитвенного участия?
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Господи и Владыка жизни моей, дух праздности (беспечности), уныния, властолюбия и пустословия не дай мне. Дух же чистоты, смирения, терпения и любви пошли мне, рабу Твоему. О, да, Царь Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.»
Как видно, текст молитвы состоит всего лишь из нескольких предложений, в которых мы обращаемся к Богу с просьбой избавить нас от греховных «духов» и даровать «духи» добродетелей.
Первая часть – прошение о помощи в борьбе с незаметными на первый взгляд, а, потому, опасными грехами.
Слово «праздность» означает лень, ничего неделание, бесцельность, бессодержательность. «Дух праздности» приводит к внутренней пассивности и активизации наших недостатков и грехов. Человек может быть занят какими-то делами, но они могут не иметь никакой пользы ни для него самого, ни для окружающих.
«Уныние» — второй порок, от которого просит избавить нас святой Ефрем Сирин, это состояние печали, подавленности, безысходности и равнодушия ко всему. Это итог душевного бездействия, паралич души.
«Любоначалие», любовь к власти и главенству — не просто желание управлять, это страсть всем и всегда навязывать свою точку зрения. «Любоначалие» может проявляться не только на работе, но и в семье, в отношении с друзьями. Это не значит, что у нас не должно быть своего мнения и мы не должны его отстаивать. Следует помнить, что кроме нашего мнения есть и мнения других людей, с которыми нужно считаться.
Последнее, чего следует остерегаться человеку – «празднословие». В слове скрывается необыкновенная сила, потому что это дар Божий. Часто словом человек способен сделать больше вреда, чем делом. «Празднословие», пустословие, вроде бы очевидный недостаток, но церковное понимание этой проблемы глубже. Дело не только в том, что пустые разговоры напрасно расходуют время нашей жизни. Эта привычка сидит в нас гораздо глубже. Мы постоянно «празднословим» сами с собой, постоянно, зачастую сами того не замечая, осуждаем ближних, завидуем, ругаем. Все это мешает нам сосредоточиться на молитве и обращении к Богу. Человека, владеющего своим языком, Писание называет совершенным (Иак. 3:2).
Вторая часть молитвы Ефрема Сирина как бы противопоставляет грехам положительные качества, добродетели, которые мы просим у Господа в дар.
«Целомудрие» в православном богословии это не просто телесная чистота, воздержание. Святой VII века Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие это всеобъемлющее название всех добродетелей. Слово целомудрие состоит из двух частей – «целостный» и «мудрый». Это духовная целостность, завершенность человека, отсутствие бесцельных метаний в жизни. Мудрый и целостный человек твёрдо идёт по правильному жизненному пути, не растрачивая духовные и телесные силы на пустые занятия.<
«Смиренномудрие» также, кроме понятия смирения, содержит в себе «мудрость». Смиряться — это не подчиняться всем жизненными обстоятельствами, не плыть по течению. Смиряться значит мудро и рассудительно ограничивать свое эго. Даже добрые дела, совершенные без смирения, способны навредить. «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (1 Пет.5:5) – призывает в своём послании апостол Петр.
Достигнуть какого либо результата в любом деле человек не может без терпения. Смысл «терпения» как добродетели, состоит в приложении усилий в духовной жизни. Для молитвы, для поста необходимо запастись упорством и терпением. Терпение также является оружием против греха гордыни и «любоначалия», так как властный человек эгоистичен и нетерпелив по отношению к окружающим.
Самой главной добродетелью является любовь. Английский христианский писатель Клайв Льюис в произведении «Письма Баламута» говорит о «двусмысленности слова «любовь». Любовь может требовать, тянуть одеяло на себя, а может отдавать себя другим, быть жертвенной добродетелью.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» — пишет апостол Павел в знаменитом «гимне любви» в послании к Коринфянам (1 Кор. 13: 4-5). Величайший пример такой любви – Сам Господь Иисус Христос, отдавший Себя за грехи людей.
Заключительная часть молитвы обращена к Богу с прошением помочь нам, видеть свои грехи и не осуждать других. Христос обличает нас словами: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф.7:3), указывая на нашу невнимательность к своим страстям и на излишнее внимание к недостаткам других. Никого нет без греха, но только тот, кто способен прощать и любить, заслужит сам прощение.
Проникновенная молитва Ефрема Сирина не может оставить равнодушным никого, кто хоть на минуту задумается над ее смыслом. Так она вдохновила Александра Сергеевича Пушкина написать свои знаменитые строки:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Сам святой Ефрем Сирин был сыном небогатого земледельца, который жил в городе Низибии (древний город на юго-востоке Турции у сирийской границы). С детства он отличался вспыльчивым характером и нерассудительностью. Однажды его обвинили в краже, которую он не совершал, и заключили в темницу. Там юноша получил призвание изменить свою жизнь, услышав глас Божий. После того как обвинения были сняты и его освободили из-под стражи, он решил укротить свой строптивый нрав и стать отшельником. Проводя жизнь в духовном подвиге, посте и молитве, святой оставил нам множество своих творений – толкования Священного Писания, поучения, песнопения и молитвы.