Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-04-11 15:04:02
Тимур Сагдиев

Боевое искусство тугумга: как чукотские эскимосы побеждали медведей

Жизнь в тяжелейших климатических условиях заставляла аборигенов Крайнего Севера России уделять много внимания физической подготовке. Уникальным наследием эскимосов на Чукотке является боевое искусство тугумга. Эта разновидность борьбы позволяла арктическим охотникам выстоять в рукопашной схватке с белым медведем.

Борьба тугумга

Национальная эскимосская борьба имеет много названий. У науканских эскимосов этот вид единоборства известен как «тугумга», «тугумгалъык», «агук» или «акук». Сиренские эскимосы называют его «уйыг’ита». Традиционные игры, во время которых проводились состязания по борьбе, обычно устраивались на Чукотке весной или летом, в свободное от звероловного промысла время. Борьба – обязательный атрибут таких эскимосских праздников, как «Кайвитийвик» («Праздник полярной ночи»), «Полъа» («Праздник кита»). Назначались поединки и в других торжественных случаях, например, при встрече гостей. Состязания проводились, если несколько мужчин сватались к одной девушке – в таком случае она и становилась «призом» для победителя. Бороться выходили не только молодые эскимосы, но и мужчины среднего возраста.

Советский фольклорист Георгий Меновщиков наблюдал традиционные игры эскимосов в 1930-х годах в сёлах Чаплино и Сиренки. По его свидетельству, борьбе предшествовал забег по кругу, в ходе которого определялись наиболее выносливые участники состязания.

Как правило, перед схваткой противники обнажались до пояса, оставаясь в одних кожаных штанах. В сказке «Ярахвагвик» это чуть не подвело главную героиню – девушку, которая выдавала себя за мужчину. Однако жители селения разрешили гостю не обнажаться, и Ярахвагвик победила всех соперников.

Борцы растирались снегом и становились на расстеленную скользкую моржовую шкуру. Если было несколько участников, то они боролись по очереди. Кто выиграл в самом конце (даже если его соперник одолел всех предыдущих борцов), тот и считался победителем. Существовали ритуалы унижения побеждённого борца – зрители стремились испачкать его землёй, показывали кукиш.

Традицию борьбы нельзя расценивать как признак какой-то специфической агрессивности северного народа. Достаточно вспомнить слова норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена: «Никогда я не видел, чтобы эскимосские дети дома или вне дома ругались, сердились друг на друга, а тем более затевали драку».

Похожие виды борьбы существовали и у соседних народов – чукчей, коряков, алеутов. Иногда поединки по борьбе заменяли военные действия между стойбищами. По преданию, от эскимосской борьбы произошла и национальная борьба индейцев-тлинкитов на Аляске – ашгхал.

Методы борьбы

Характерные для тугумги приёмы описаны в книге белорусских авторов Алексея Мандзяка и Олега Артеменко «Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира». У эскимосов существует несколько разновидностей единоборства, но особенно популярен вид, напоминающий вольную борьбу. Разрешался захват как выше, так и ниже пояса. В тугумге имелся большой арсенал подсечек, подножек, бросков. Борцы заламывали спину соперника, а иногда даже бросали его через себя.

«Характерной особенностью эскимосской борьбы было наличие различных приёмов с болевым воздействием на суставы рук и ног, – отмечают Мандзяк и Артеменко. – В некоторых локальных вариантах борцами применялись также некоторые удары руками и немногочисленные пинки ногами».

Путешественник Александр Стесин, автор книги путевых заметок, описывает особенно жестокий приём эскимосской борьбы – засунуть указательный палец противнику за щёку и попытаться «порвать пасть».
Поединок проводился без ограничений во времени. Победителем считался тот, кому удалось положить противника на спину, иногда засчитывалось касание земли любой частью тела выше колена.
Науканские эскимосы знали также что-то похожее на тюркскую борьбу куреш. Они либо обвязывались верёвками, либо, вооружившись кожаными ремешками, пытались схватить соперника за ногу или за голову.

Способы тренировки

Эскимосские дети начинали бороться в возрасте 6-7 лет, поначалу в форме свободной возни. Взрослые всячески поощряли такие занятия. Как пишет профессор Алла Фролова, летом дети боролись на песке или на траве, а зимой – в яранге или прямо на снегу.

«Боролись мальчики, стоя на коленях или присев, согнув ноги в коленях. 0ни обхватывали друг друга через одно плечо, как это делали взрослые и начинали 6ороться. Победителем считался тот, кто оказался сверху или заставил противника коснуться площадки любой частью тела». – пишет Фролова в книге «Традиционные игры и игрушки народов крайнего северо-востока России».

Приёмам борьбы тугумга мальчика учили отец, старшие братья. У эскимосов на Аляске до недавних времён сохранялись особые «мужские дома» – туда ребёнка отдавали в возрасте пяти лет, и он постигал все премудрости жизни охотника, в том числе обучался борьбе.

Тренировки не исчерпывались отработкой приёмов. В сказке «Виютку-предводитель» рассказывается, что накануне военного похода эскимосские борцы упражнялись «в борьбе и поднятии тяжестей». С 7-8 лет мальчики-эскимосы учились таскать «аягак», Так назывался камень, который ребёнок должен был поднять с земли и обойти с ним жилище. Упражнение повторялось ежедневно, причём из месяца в месяц камни выбирались крупней и тяжелей, а маршрут становился более продолжительным. Укрепив мышцы и диафрагму, мальчики могли уже бежать с камнем.

Существовали и другие способы укрепления силы. В селе Наукан знали игру «Аткилнан»: её участники усаживались друг напротив друга и пытались перетянуть соперника, зацепившись средними пальцами.
Говоря о системе физической подготовки эскимосов, нельзя не упомянуть такой специфический метод, как перетягивание верёвочной петли, закинутой за ухо. Конечно, эта практика не имела боевого значения. Однако, как объясняет Александр Стесин, работа ушами приучала эскимоса терпеть боль – дело в том, что во время промысла северные охотники нередко отмораживали себе уши.

Человек против медведя

Пристрастие эскимосов к борьбе с юных лет давало им важное преимущество на охоте. Как рассказывается в монографии Валерия Красильникова «Этнопедагогические основы традиционного физического воспитания коренных народов Сибири», подготовленный борец мог успешно противостоять страшному противнику – белому медведю.

«В каждом эскимосском береговом посёлке местные жители могут рассказать о многих любопытных случаях, когда охотникам приходилось вступать в борьбу с белым медведем, если оружие отказывало в стрельбе или когда после неудачного выстрела охотника хозяин ледяных пустынь с яростью набрасывался на него», – отмечает Валерий Красильников.

Знание приёмов борьбы помогало эскимосскому охотнику выиграть время, чтобы успеть выхватить нож и вонзить его под левую лопатку зверя.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: