Освящение куличей: можно ли это делать в домашних условиях
Одной из главных пасхальных традиций, которой придерживаются, подчас, даже невоцерковленные люди, является освящение куличей, яиц и творожных пасх. Люди несут в храмы праздничную снедь, немного оставляют для бедных, а остальным разговляются дома, собираясь всей семьей на первую после долгого поста скоромную трапезу.
Зачем вообще освящают пищу?
В христианской традиции отношение к еде всегда было как Божьему дару. Садясь за стол, верующие люди произносят молитву, выходя из-за стола – обязательно благодарят Бога. Да и принимаясь за приготовление пищи благочестивые хозяйки говорят: «Господи, благослови!», и с этими словами отправляют пирог в печь или ставят кастрюлю на огонь.
Иногда от не очень образованных людей можно услышать, что еду или, например, тесто, крестят для того, чтобы избавиться от беса, который возможно, «в тарелке сидит». Конечно, подобные мысли — пустые суеверия. Молитва и крестное знамение – это благодарность Богу и освящение трапезы, чтобы она не превратилась акт бессмысленного чревоугодия.
В главной христианской молитве «Отче наш» есть слова: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», в Евангелиях описано чудо, когда Христос пятью хлебами накормил несколько тысяч человек. Наконец, самого Спасителя нередко изображают сидящим (или возлежащим) за пиршественным столом, да и главное христианское таинство – Причастие – состоялось впервые за братской трапезой Христа и Его апостолов. То есть, в самом по себе вкушении пищи, даже дорогой и с изыском приготовленной, христианская традиция не видит ничего предосудительного, но призывает относиться к еде разумно, помня, что «не хлебом единым жив человек», и что важнее пищи телесной — пища духовная. Именно по этой причине христианин и молится, садясь за стол.
То же касается и трапезы на Пасху. Позади у верующих долгий сорокадневный пост, в иные дни которого многие воздерживались даже от вареной еды, ограничиваясь хлебом и водой. Их ждет обильная трапеза, центральными блюдами которой станут пышный кулич, вареные яйца, вкусная творожная пасха. Как не превратить светлый день Воскресения Христова в исключительно гастрономический праздник? Для напоминания о том, что кулич и все остальное – вторично по отношению к истинному смыслу праздника, и принято освящать пасхальную снедь.
Обязательно ли освящать пасхальную трапезу?
В этом смысле все священники единодушны – совершенно не обязательно. Освящение куличей и прочего – не более чем благочестивый обычай, благословение на скоромную, праздничную трапезу. К обязательным этот обряд не относится.
Сам Спаситель, апостолы и первые последователи Христа вообще предостерегали от того, чтобы придавать еде и связанным с ней ритуалам какое-то чрезмерное значение. В этом они придерживались точки зрения прямо противоположной взлядам последователей других культов. Христос, споря с фарисеями (приверженцами строжайшего соблюдения всех иудейских требований ритуальной чистоты), говорил: не то оскверняет человека, что входит в его уста, но то, что исходит из его уст и из сердца. Апостол Павел в послании коринфянам об употреблении идоложертвенного (т.е. приносимого в жертву языческим богам) мяса пишет: «Братья, не пища представит нас перед Богом. Если мы не едим — мы ничего не теряем, и если едим — ничего не приобретаем». Речь все о том же: для христианина еда – это просто еда, неважно, подана она в соответствии с иудейской или языческой традицией. Важно помнить, что ты христианин, и в связи этим на тебе лежит серьезная ответственность.
Может ли православный христианин освятить пасхальную трапезу самостоятельно?
И в этом вопросе церковные авторитеты вполне единодушны: да, может. Освящение трапезы не является церковным таинством, которое может совершить только лишь священник. Собственно говоря, предваряя и завершая молитвой каждодневные приемы пищи, верующий человек именно это и делает – освящает свою еду.
Что же до праздничной, пасхальной трапезы, священники в год, когда нас постигла эпидемия опасного вируса, советуют поступить так: блюда нужно троекратно окропить святой водой, произнеся при этом молитву: «Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви со СМИ Владимир Легойда рекомендует также прочитать тропарь «Общее Воскресение» (он есть в молитвенниках) после чего окропить куличи и все прочее святой водой со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Читайте наши статьи на Дзен