«Джаназа»: почему в исламе в похоронах участвуют только мужчины
Как и в других религиях, в исламе во время похорон соблюдаются строгие правила. Одно из них – отсутствие женщин в похоронной процессии и при погребении умершего. Хотя это правило не является строгим, его предпочитают соблюдать во многих мусульманских семьях. Попробуем разобраться, почему.
Основные постулаты джаназы
Исламский похоронный обряд «джаназа» предписывает в качестве долга соблюдение погребальных традиций, многие из которых восходят к языческим временам. Например, после погребения обязательно совершается жертвоприношение. Но если язычники оставляли на могиле умирать верблюда, веря, что он пригодится погребенному на том свете, то мусульмане считают жертвенное животное искуплением мелких грехов умершего, ведь мясо забитого животного в первую очередь раздают беднякам.
Как пишет в книге «Ислам» У. Курганова, умирающего должны уложить на спину ступнями в сторону к Мекке. Если сделать это по каким-то причинам нельзя, то лицом к Мекке на бок. Последний долг перед умирающим – дать ему напиться священной воды Замзам, а при ее отсутствии – гранатового сока. Над умершим совершают омовение, в котором участвует 4 мусульманина. Женщинам запрещено омывать мужчин. Исключение – омовение мужей.
Как пишет в книге «Ислам: образ жизни, стиль мышления» Д. Еремеев, перед погребением мулла читает суру 36 «Йасин», в которой говорится о всесилии Творца, аде для грешников и рае для праведников, а также посмертном воздаянии и воскресении. Чаще мусульман хоронят без гроба. Тело опускают в могилу ногами вниз, как бы усаживая покойника лицом к Мекке. Если хоронят женщину, то при погребении над ней держат покрывало, чтобы закрыть тело от мужских взглядов.
Делать большой холм над могилой нельзя. Его высота не должна превышать четырех пальцев. В одном из хадисов говорится, что высота могильного холма должна быть такой, чтобы с расстояния 7 шагов он не был различим. В исламе также не принято ставить высокие и тяжелые надгробия, строить над могилой усыпальницы и семейные склепы.
Правило 24 часов
Следуя заветам Мухаммеда, предать умершего земле стараются в течение суток после смерти. «Спешите хоронить своих мертвых, – говорил Пророк. – Так они быстрее достигнут вечного блаженства, если были праведниками». Правило немедленных похорон приходится кстати в странах с жарким климатом, при котором тело разлагается быстрее и может стать источником болезни.
Умершего облачают в специальный саван, укладывают на носилки и несут на кладбище строго головой вперед. Траурная процессия движется быстро, без остановок и захода в мечеть. Возможно, соблюдение быстрого темпа – одна из причин, по которой участвовать в похоронах могут только мужчины. Горюющие женщины способны замедлить процессию – могут лишиться чувств или остановиться из-за недостатка сил.
Неуместные разговоры
Хотя Пророк прямо не запрещал женщинам участвовать в похоронной процессии, однако рекомендовал этого не делать. В хадисе 559 приводятся слова сподвижницы пророка Умм Атыййи: «Нам было воспрещено сопровождать похороны, но не строго». Одной из причин такого наставления являются общепринятые нормы женского поведения.
Правила мусульманской морали запрещают женщинам стоят на любых общественных мероприятиях рядом с мужчинами, а на похоронах, где все участники располагаются поближе к телу умершего, «смешения» мужчин и женщин избежать сложно. Женщины также могут невольно начать разговор на бытовую тему, обсуждать детей или жизненные неурядицы, а подобные разговоры на мусульманских похоронах запрещены.
Не посыпайте голову пеплом
В состоянии стресса от потери близкого человека женщина может совершить другой неподобающий поступок. Например, слишком демонстративно проявить скорбь – громко заплакать или начать причитать, что также недопустимо. Считается, что от этого умерший испытывает муки. Строгий запрет на громкое оплакивание умершего – главная причина, по которой в похоронах участвовали только мужчины.
Как поясняет в «Полной истории ислама и арабских завоеваний в одной книге» А.Попов, рождение этой традиции восходит к детскому опыту Мухаммеда, когда участие в похоронном обряде женщин было обязательным. На похоронах его деда, хранителя ключей от Каабы Шейбы, женщины-курайшитки поснимали украшения, смыли румяна и белила, надели темно-синие траурные платья и стали причитать, расцарапывая лица и разрывая одежду.
Нередко на мусульманские похороны приглашались профессиональные плакальщицы, среди которых были настолько искусные, что во время стенаний они имитировали раздирание кожи. Подобная традиция долгое время бытовала и в православии.
Картина страдающих на похоронах деда женщин произвела на маленького Мухаммеда тяжелейшее впечатление, поэтому позднее он запретил участие в похоронах профессиональных плакальщиц и самоистязания. Он не дал прямого запрета женщинам для участия в погребении близких, но чтобы громкий женский плач не омрачил похороны, мужчины предпочитают оставлять жен, сестер и дочерей дома.
Об исключениях
Точка зрения на то, что мусульманским женщинам не стоит ходить на похороны, опирается также на предание об участии Посланника Аллаха в похоронах. У пришедших женщин Пророк спросил, могут ли они нести покойника на кладбище и хватит ли у них сил, чтобы предать его земле? Женщины ответили «нет»! Тогда Мухаммед велел им возвращаться домой.
Но если богослов имам Абу-Ханифа настаивал, что присутствие женщин на мусульманских похоронах недопустимо, то имам Малик напоминал о двух исключениях. Во-первых, на похоронах могут присутствовать пожилые женщины. Во-вторых, женщины сами могут похоронить умершего только в том случае, если рядом нет мужчин, способных отнести тело на кладбище и предать его земле по всем правилам.
Читайте наши статьи на Дзен