Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-08-17 11:56:53
Юлия Попова

Почему Иуда на иконах всегда изображен в профиль

Действительно, в основном Иуда изображался на иконах исключительно в профиль. Аналогичным образом иконописцы рисовали и других отрицательных персонажей. Однако почему именно так повернуто лицо Иуды на иконах? И по какой причине в иконографии закрепилось это правило?

Анфас и профиль

Согласно религиозным верованиям, икона является важной частью литургии и делает возможным присутствие благодати. Для исполнения данной миссии икона должны быть написана в соответствии с утвержденными церковью канонами. Как утверждает Дмитрий Ольшанский, автор книги «Русские иконы», святых на иконах издавна изображали анфас, то есть лицом к созерцающему. Очень редко на иконах можно встретить святого, изображенного в полупрофиль. Но профиль святого точно не увидишь ни на одной иконе. Даже в том случае, если на иконе нарисованы несколько святых, их лики не обращены друг к другу.

Вообще, для образов святых характерна статичность, так как на иконах изображают не тех, кто борется со страстями, и не тех, кто пытается достичь Царства Небесного, а тех, кто уже поборол свои страсти и обрел Царство Небесное. В движении же (а профиль – это и есть некое воплощение движения), как пишет Андрей Евстигнеев в издании «Православные иконы», иконописцы изображали в основном второстепенных персонажей. Ярким примером тому служит икона Рождества Христова, на которой волхвы нарисованы в профиль. Согласно правилам иконописи, животные также изображаются в профиль. Например, так нарисован конь, на котором сидит Георгий Победоносец, сам же святой «смотрит на зрителя».

Иуда-предатель

Иными словами, изображение в профиль в иконографии присуще тем, кому не воздается поклонение. Кроме второстепенных библейских героев и животных, к таковым относятся и отрицательные персонажи. Именно поэтому в этот разряд и попал Иуда. Как известно, Иуда, будучи одним из учеников преследуемого властями Христа, выдал его за 30 сребреников первосвященникам. Произошло это после так называемой Тайной вечери, когда Иисус сказал Иуде: «Что делаешь, делай скорее» Благодаря данному эпизоду, по мнению Виктора Никерова, автора издания «История как точная наука», образ Иуды-предателя и стал нарицательно-негативным во всей христианской литературе.

Если верить Л.М. Шкаруба, автору издания «Основы иконоведения», изображение Иуды в профиль стало иконографической нормой еще в Средневековье. Именно в профиль предстает Иуда на одном из первых изображений евангельской вечери, помещенной на стенах Сан Аполлинарио Нуово в Равенне. И это при том, что, как указано в издании «Искусство: Древний мир, Средние века, Эпоха Возрождения» под авторством Михаила Алпатова и Николая Ростовцева, средневековое искусство предпочитало изображение человека лицом к зрителю, потому что, только глядя человеку в глаза, можно было заглянуть в его душевный мир, который стал центром особого внимания.

Главное — глаза

Ни для кого не секрет, что именно с помощью глаз устанавливается контакт между людьми. Через глаза такой же контакт устанавливается и с изображением. Недаром в своем труде «Старо-калмыцкое искусство XVII — начала ХХ века» Светлана Батырева упоминает о том, что мастера прорисовывали на иконах глаза в последнюю очередь, чему соответствовала церемония «открывания глаз». После этого икона обретала духовную сущность, становясь объектом почитания верующих. Неслучайно также на Руси иконы не должны были «видеть» некоторые события, происходившие в доме (например, сексуальные отношения между домочадцами). Икону в таких случаях отворачивали к стене или завешивали.

И уже тем более изображения на иконах всевозможных отрицательных персонажей не должны были находиться в контакте с молящимися, а разворот в профиль как раз и означает отсутствие такого контакта. Вот и зрительного контакта с Иудой, за которым закрепилась слава предателя, тоже следовало избегать. По крайней мере, так утверждал историк-византист Александр Каждан, автор труда «Византийская культура (X-XII вв.)». С Кажданом был согласен и Дмитрий Лихачев, который писал в издании «Поэтика древнерусской литературы»: «Бесы никогда не смотрят на зрителя. Они всегда повернуты к нему в профиль. В профиль повернут и Иуда: он также не должен быть в контакте с молящимся».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: