Тумак: зачем казаки пришивали к своим шапкам длинные «хвосты»
У Николая Васильевича Гоголя была такая не самая известная повесть — «Пропавшая грамота». Ее сюжет заключался в том, что черт украл у подгулявшего казака срочную депешу для императрицы, которая была спрятана в шапке. И у многих возникает вопрос: отчего же именно в шапке? Это какой-то комический момент, нарочито придуманный великим мистиком и юмористом? Либо казак считал, что в шапке никто не догадается искать? На самом деле правда кроется в том, что традиционная казачья шапка, называемая словом «тумак», была вещью с чрезвычайно широкими пределами эксплуатации. И зачастую ее использовали как хранилище для особо ценных предметов.
Казачий традиционный костюм
Если сердце казачества и билось в России, то его истоки все равно надо искать в обычаях народов степи. Взять хотя бы внешность: чуб-оселедец, широкие шаровары, туфли с острым и высоким носом, серьги в ушах. Чисто внешне: турок турком. И так, наверное, когда-то и было. Для этого субэтноса характерно сочетания множества черт разных народов.
Хотя, вероятно, внешний вид славяноязычных степняков оформился еще на заре русской государственности. Так, например, византийские хронисты отписывали Святослава Игоревича, языческого князя Киевской Руси, как самого натурального казака. Упоминая все известные нам обязательные атрибуты жителя казачьей вольницы. Это, однако, не отменяет факта заимствования, а просто углубляет его историю во тьму веков.
Верным помощником в истории исследования казачьего костюма выступает такое специфическое направление в языкознании, как этимология (наука о происхождении слов). Ученым, например, известно, что само слово «шаровары» родилось в иранских языках, но в русском появилось как результат заимствования у тюркских кочевников. Это, безусловно говорит и о том, что не только лексема, но и сами такие широкие штаны свободного кроя были переняты у воинственных народов степи.
Или, например, казачий кафтан, бешмет. Тоже в недавнем прошлом был одеждой кочевников Великой Степи. Само его название в русском языке напрямую восходит к татарскому слову. И это неудивительно, так как тюркские народности на протяжении многих веков, будучи властелинами лошадиных табунов, безраздельно царили в глубине континента. Их образ жизни и атрибуты материальной культуры были идеально заточены под нужды кочевого скотоводства, а, значит, с них можно и нужно было брать пример.
Даже такой простой и всем привычный предмет гардероба как штаны, и тот был введен в каждодневный оборот именно кочевыми народностями. Но, правда, это случилось задолго до рождения российской государственности. Ориентировочно в 3-м тысячелетии до нашей эры. И это неудивительно – ведь иначе совсем неудобно сидеть на лошади. Занятно, кстати, что из-за этого античные народы брюк не носили и считали их верным символом варварства и дикости. Это, однако, не отменяет того факта, что древние кочевники были видными новаторами в мире моды.
Тумаки
И это также не отменяет того факта, что старинные казаки, позаимствовав костюм и оружие у окружавших их народов, в скором времени сумели адаптировать и улучшить эти атрибуты. Генерал и историк казачества Владимир Потто, в частности, утверждает, что «верные своим старинным традициям, казаки пришли к противникам, как будто нагие, взяли у них одежду, сбрую и оружие, сделались на них похожими и потом уже стали их бить».
И помимо этого, казачий костюм, как и наряд любого другого степняка, отличался невероятной степенью функциональности. Та же, например, шапка выполняла множество различных ролей. Речь идет о специфической ранней папахе с большим полым изнутри матерчатым клином, который падал вниз и живописно дополнял образ воина. Называется этот ярлык тоже на тюркский манер «тумаком». Горизонты его применения тоже были очень широки. В первую очередь – в цветной лоскут ткани можно было что-то вшивать (ту же гоголевскую грамоту). А временами в них хранили бытовой скарб: курительные принадлежности, мелкую разменную монету, а порой он же спасал жизнь бойцу в лихой сече. Достигалось это следующим образом: иной раз в этот матерчатый лоскут вставляли металлический штырь, который гасил инерцию от удара вражеской сабли и, таким образом, защищал шею солдата от ран. Помимо этого бытует мнение, что тумак мог оказаться последним оружием казака в случае тяжелого боя. Потеряв в пылу боя шашку, казак мог отмахиваться от противника длинной шапкой с металлической пластиной внутри. Весьма вероятно, что именно от этого и происходит устойчивое словосочетание «надавать тумаков».
Читайте наши статьи на Дзен