Почему на Руси богатые люди даже летом ездили на санях
В передвижении на санях не было бы ничего удивительного, если бы историки не утверждали, что наши предки ездили так даже летом. Причем, не были исключением из этого правила и богачи. Объясняются такие «причуды» русских просто.
Вместо колес полозья
Колесо стало известно человечеству еще в незапамятные времена. Например, по утверждениям историков, мельницы с водяными колесами появились в X-XI столетии. Тем не менее русские как зимой, так и летом предпочитали передвигаться исключительно на санях. Владимир Даль писал о том, как олончане возили летом на санях самого воеводу. Такое положение вещей сохранялось в России вплоть до XIX века.
Неудивительно, что известна единственная находка колеса домонгольского периода из раскопок 1957 года в Смоленске. Мало того, если верить отечественному археологу Борису Рыбакову, автору издания «Очерки по истории русской деревни», при обследовании территорий Старой Ладоги и Новгорода не было обнаружено ни одной части колесной повозки. И это при том, что там же сохранилось множество остатков от деревянных саней.
На санях по болотам
На основании подобных исследований, а также на основании летописных источников ученые пришли к выводу, что сани были главным видом зимнего и летнего транспорта у русских на протяжении долгих веков. Не стали исключением из этого правила и богачи. Сергей Баранов в книге «Железнодорожный транспорт в моделях-самоделках», изданной в 1941 году, предполагал, что торопливость была на Руси несолидным делом, поэтому даже зажиточные люди летом саней не чурались.
Однако современными специалистами использование саней в теплое время года объясняется гораздо проще. Состояние дорог, а точнее отсутствие таковых заставляло наших предков отказываться от колесных повозок, которые презрительно называли «таратайками». По бездорожью, без риска застрять в непролазной грязи, конечно, было удобнее передвигаться на санях. Тот же Владимир Даль писал о том, что олончане катали воеводу на санях по болотам.
Похоронный транспорт
Впрочем, знатные русские, которые, к слову, имели специальные легкие сани для выезда, равно как и представители бедноты использовали сани для различных целей. Так, у историков уже не вызывает сомнения тот факт, что покойников, отошедших в мир иной летом, доставляли на кладбище тоже на санях. Какие-либо задержки похоронной процессии в пути считались дурной приметой. Недаром наши суеверные предки боялись даже перейти дорогу перед санями с гробом.
Хотя справедливости ради стоит отметить, что на телегах («колах») и других колесных экипажах на Руси все-таки тоже ездили. Однако распространение подобных средств передвижения касалось в большинстве своем южных районов, где погодные условия были для этого более подходящими. Кроме того на телегах можно было без особой опаски двигаться по наезженным магистральным путям. В Смоленской грамоте 1229 года записано: «…латинский гость пришел, послати ему люди с колы перевести товар…».