Зачем русские на Рождество жгли навоз
В канун Рождества во всех дворах России зажигались костры, которые в том числе топили навозом. Однако в сочельник огонь считался, скорее, ритуальным. Впрочем, у костров действительно грелись, но вовсе не живые люди.
Почитание Солнца
Одним из характерных обычаев празднования Рождества являлось на Руси возжигание огня. В Рождественский сочельник, в большинстве дворов разводились костры. Елена Васильева, автор методического пособия к учебнику Г. И. Даниловой «Искусство», считает, что костры можно назвать своеобразным отголоском двоеверия, когда христианская религия перемешалась с язычеством. Васильева не сомневается в том, что огонь играл роль символа возрождения Солнца, с которого начинался каждый Новый год.
Дело в том, что Рождество Христово в России, как и во многих современных странах, отмечали 25 декабря, то есть до Нового года. По этой и ряду других причин наши предки воспринимали Рождество как главный праздник в году. Кроме того, Солнце играло роль основного источника света и тепла, от него в буквальном смысле зависела жизнь крестьян.
«Навозные» костры
Но даже в самые крупные праздники русские не забывали о тех, кто ушел в мир иной. Неудивительно, что разведение костров, входившее в состав зимней святочной обрядности, также являлось неотъемлемой частью своеобразной заботы об усопших. К. Е. Корепова в издании «Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья» упоминает о том, что огонь возжигали жители южных районов Нижегородского края, а также куряне и те, кто проживал в иных уголках России.
Для таких ритуальных костров собирали хворост, солому, старые вещи и даже коровий навоз, который жгли и в другие праздничные и будние дни. Обычно к такому топливу прибегали из-за недостатка древесины. Правда, в некоторых регионах использование навоза вместо дров считалось позором. Сухой навоз горел хорошо и к тому же зола, которая образовывалась от «навозного» костра считалась целебной. Такой золой смазывали кожу больных, страдавших кожными недугами.
Забота о покойниках
Сам же огонь, разведенный в канун Рождества, предназначался для того, чтобы «согреть Христа» и всех преставившихся родственников, которые, согласно поверьям, приходили в Сочельник в гости к своим близким. Костры разжигали на всех участках земли, принадлежавших семье, а также на кладбищах. Около костров наши предки оставляли угощение для умерших, приглашая их приговором: «Иван, Петр, здесь ли вы? Приходите и обогрейтесь!».
В подобном отношении к мертвецам русские не видели ничего странного, так как верили в то, что те продолжают жить своей привычной жизнью даже после смерти. На Руси были уверены в том, что усопшим необходимо также принимать пищу и водные процедуры. Недаром ушедших в мир иной наши предки не только «кормили», но и специально для них топили баню. Причем, в бане нередко оставляли для них веник, полотенце и комплект чистого белья.
Читайте наши статьи на Дзен