Князь Александр Невский: как он стал одним из почитаемых русских святых
Князь Александр Невский – один из почитаемых героев русской истории и один из наиболее чтимых русских святых. Однако его исторические оценки весьма неоднозначны, да и церковная канонизация может вызвать недоумение: за что, собственно, его прославили?
Отказ от церковной унии с Ватиканом
«Житие святого благоверного князя Александра» на этот вопрос не отвечает. Как выразился английский историк Димитрий Оболенский, оно «несмотря на не слишком усердные попытки автора облечь его в агиографическую форму, в действительности повествует о воинской доблести». Но это явно не та черта, которая привела к его церковной канонизации.
Часто говорят, что Александр Невский, унизившись перед татарами, спас Россию от духовной агрессии Запада, защитив православную Русь в битвах со шведами и Тевтонским Орденом. Но представляется, что это только одна сторона медали. В действительности, отказ Александра выслушать двух кардиналов, пришедших к нему от Папы римского, имел не менее важное значение для сохранения православной Руси, чем военные победы князя.
Письма римского Папы Александру
В архиве Ватикана хранятся два письма Александру от Папы римского Иннокентия IV, датированные 1248 годом. В одном из них говорится, будто отец Александра Ярослав, находясь в Орде, незадолго перед смертью принял католичество от римского посла Джованни Плано Карпини. Папа убеждает Александра последовать завету отца, принять вероучение римско-католической церкви и построить в своих владениях католический кафедральный собор. Очевидно, на это письмо Папа получил обнадёживающий ответ, так как во втором письме благодарит Александра за намерение построить католический собор и сообщает, что для решения дальнейших вопросов посылает к Александру двух легатов. Легаты, как известно из летописи, приехали к князю в 1251 году и тут же отправились восвояси, получив недвусмысленный отказ Александра принять католичество.
Письма Папы могут быть фальшивкой; с другой стороны, никаких доказательств этому нет, и их наличие не противоречит событиям, о которых мы знаем. Так что представляется весьма вероятным, что Александр мог играть с Папой в дипломатическую игру, надеясь на военную помощь с Запада против татар, которую обещал обеспечить ему Иннокентий IV. Но в конце концов принял то решение, которое принял. Одновременно с ним галицкий князь Даниил Романович согласился на унию с католической церковью в обмен на обещание помощи, но последней так и не получил. Так что Александр поступил, безусловно, дальновидно.
Правда, указанные источники оставляют без ответа вопрос, почему именно в это время – в первой половине XIII века – так усилились попытки Ватикана подчинить себе русскую церковь.
Латинская оккупация Константинополя: трудное время для православия
Это было исключительно сложное время для православия. В 1204 году западноевропейские крестоносцы захватили Константинополь и разделили между собой Византийскую империю. Константинопольским патриархом был назначен католик. Положение для православных усугублялось тем, что среди православных греческих государств обострилась борьба за легитимное право представлять собой наследников Византии. Вначале Феодор Ласкарис провозгласил себя императором в Никее. Но в 1225 году деспот Эпира Феодор Ангел короновался в Фессалониках императорской короной. Так возникли два императора, а при них – два православных патриарха.
В источниках содержатся очень скудные известия о первоиерархах русской церкви этого времени. Есть даже некоторая неизвестность относительно того, кто вообще занимал тогда место митрополита Киевского и всея Руси. Обстановка проясняется в 1243 году, когда некто Кирилл был избран собором русских епископов кандидатом на вакантный митрополичий престол. Поддержку Кириллу оказал галицкий князь Даниил. В 1246-1247 гг. Кирилл ездил в Никею и получил там поставление.
Есть свидетельства, что всё это время Ватикан пытался оказать давление на русскую православную церковь с тем, чтобы она приняла митрополита, назначенного католическим первосвятителем оккупированного крестоносцами Константинополя.
В 1251 году Кирилл впервые приехал на север Руси, где встретился с князем Александром. Хронологически это совпадает с тем годом, когда князь дал «от ворот поворот» папским легатам. Не будет излишней смелостью предположить, что уклончиво-обнадёживающие ответы Папе на его послания Александр давал до приезда к нему митрополита, и что политика князя окончательно изменилась после встречи с предстоятелем русской церкви.
Ещё почти два десятилетия после смерти Александра Невского Кирилл (до самой своей смерти в 1280 году) оставался во главе русской церкви. С его деятельностью связано восстановление нормальной жизни русской митрополии после татарского нашествия. Он старался максимально замирить татар в отношении Руси, оказывал влияние на золотоордынских ханов, в 1261 году учредил православную епископию в столице Золотой Орды Сарае, в 1274 году под его председательством состоялся собор русских епископов, отвергнувший очередные планы унии с католичеством (теперь они исходили от патриархата освобождённого греками Константинополя).
Надо полагать, что наибольшее впечатление от княжения Александра Невского у русских церковных людей второй половины XIII века оставило отстаивание духовной независимости русской православной церкви в противостоянии с Римом. При этом деятельность духовного руководителя князя – митрополита Кирилла – осталась как бы в тени Александра с его блистательными воинскими подвигами, о которых в первую очередь помнил и его церковный агиограф.