Непочатая вода: чем она отличалась от обычной воды
На Руси существовало поверье в магические свойства воды. Особое значение придавалось так называемой «непочатой» воде, которая считалась особенно сильной и магической.
Этнограф Л.Н. Виноградова пишет, что «непочатой» была вода, которая была зачерпнута из источника раньше всех других жителей села до восхода солнца. Для ее добычи существовали определенные правила: нужно было ходить за водой натощак, молча, ни с кем не разговаривая и не здороваясь со встречными.«Среди способов добывания магической воды, — сообщает Л.Н. Виноградова, — упоминаются правила, согласно которым воду в источнике надо было зачерпывать новым ведром (кувшином), наполнять сосуд с первого раза, не доливая его и не отливая из него, а затем нести проточную воду к дому, не оглядываясь по дороге… При набирании воды из источника следовало креститься самому и крестить воду; на берегу и прибрежных кустах люди оставляли в дар воде части своей одежды, лоскуты, нитки, отрезы полотна». Также важно было зачерпывать воду только по направлению с запада на восток.
Наиболее сильной считалась вода, набранная из трех, семи или девяти источников, таких как родники, ручьи или колодцы. Эту воду рекомендовалось использовать для обрядовых и магических целей. Непочатую воду использовали для умывания, поения больных, окропления скотины, хозяйственных построек и пчелиных ульев. Ее также давали пить матерям грудных детей для увеличения количества молока. Для этого воду требовалось освятить. Женщинам рекомендовалось мыться в проточной воде с целью сохранения здоровья.
Непочатую воду использовали также для купания младенцев. Ее набирали только из проточных источников и несли в специальных сосудах. Принося воду в дом, никто не имел права до нее дотрагиваться или пить. Ее сливали в корыто, добавляя освященную воду на Крещение или на Пасху. Иногда на непочатой воде месили хлеб, который ели для здоровья и благополучия.
Непочатая вода также использовалась для защиты от сглаза и порчи. В случае сглаза, в воду бросали угольки от сожженных жгучих или колючих растений, а затем сливали ее на дно перевернутого ведра. Человек, предположительно ставший жертвой сглаза, смотрел на воду и говорил, что он видит. В воде показывалась причина сглаза или человек, который его навел. Воду переливали в миску и давали человеку испить, а остатки лили ему за пазуху. При подозрении на порчу, непочатую воду можно было набирать даже сразу после полуночи.
Читайте наши статьи на Дзен