«Баю-баюшки-баю»: почему русские колыбельные могут ввести в состояние транса
В старину, когда медицинские познания были весьма скудны, люди, стремясь избавиться от различных болезней, прибегали к помощи заговоров, которые представляют собой ничто иное как гипноз.
Заговоры
Мощным психологическим оружием, способным загипнотизировать человека считались заговоры. Применяемые для исцеления от самых разных физических недугов они сказывались на сознании человека на уровне самовнушения. Используя специальные вербальные обороты, заговорщики заставляли человека сконцентрироваться на личных переживаниях и на какой-то промежуток времени абстрагироваться от внешнего мира, потихоньку входя в транс.
В наши дни этот вид воздействия называется Эриксоновским гипнозом, в честь научно описавшего и доработавшего его психотерапевта Милтона Эриксона, а раньше подобная способность влиять на сознание считалась прерогативой людей, якобы наделённых сверхъестественными чарами.
Неожиданно для себя оказавшись в гипнотическом ореоле, человек становился открытым для терапевтических внушений, определявших его поведение после выхода из этого пограничного состояния.
Историк Наталья Макарова обращает внимание современников на то, что в Среднем Поволжье испокон веков русское население прибегало к заговорам при лечении зубной боли, кровотечении, воспалениях, повышении температуры и прочих физических болезнях.
Один из самых популярных заговоров этих мест зафиксирован в книге Фёдора Капицы «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» и звучал он следующим образом: «На море, на океане, на острове Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь, всем камням отец. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба божия (имя) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань».
Знахари и ворожеи, исполнявшие ритуал заговора, не использовали никаких дополнительных инструментов воздействия на психику, а потому имели большой успех у населения, тем более что подавляющее число больных, обращавшихся к ним за помощью, чувствовали после сеанса значительное улучшение.
Колыбельные песни
Музыкант Андрей Пархоменко в качестве механизма ввода человека в состояние транса называл колыбельные песни, которые издревле воспринимались русскими людьми, как своеобразное защитное заклятье и метод кодирования сознания ребёнка.
Г. Добряков в работе «О колыбельных песнях» отмечал, что слушая монотонную, постоянно повторяющуюся, бесконечную мелодию человек независимо от себя погружался в медитативное пространство. Именно в этот момент поющий мог напрямую воздействовать на психику засыпающего, внушая ему стереотипы поведения.
Вопреки устоявшемуся мнению, колыбельные в прошлых веках исполнялись не только для убаюкивания малышей. Их могли напевать друг другу супруги, вплетая в канву песни слова о верности и вечной любви, а также исполнять для больных, программируя их на физическое и психологическое выздоровление.
Погружая человека в пограничное просоночное состояние, когда, по мнению психологов, происходит наиболее твёрдое запечатлевание всех ощущений и знаний, можно осуществлять благодатное биоэнергетическое воздействие на спящего.
Нашёптывания
Эзотерик Екатерина Виноградова полагает, что в старину популярным способом гипноза было нашёптывание, которое практиковали в своём целительстве деревенские бабушки. По её мнению, слова сказанные шёпотом заставляют бодрствующий организм погружаться в стадию дремоты.
В этом состоянии наблюдается замедление и учащение пульса, увеличение сердечных сокращений, незначительное понижение артериального давления, торможение дыхания, усиление обмена веществ, интенсивная циркуляция крови в некоторых отделах мозга.
Специалисты выявили, что при нашёптывании, изобилующем свистящими и шипящими звуками, улучшается мозговая деятельность, улетучивается нервно-психическое напряжение, снимается усталость, исчезает агрессия, и человек незаметно входит в медитативное состояние.
Боевой раж
О таком понятии, как боевой раж, представляющем собой особое психофизическое состояние русского воина, когда для него становились безразличными сила и количество противников, упоминал писатель Юрий Сергеев.
Для вхождения в боевой раж, повышавший отвагу и удаль, казаки перед сражением, оседлав лошадей, скакали с обнаженными шашками по кругу, постепенно увеличивая темп движения, и начитывая слова особой молитвы. Достигнув психологического апогея, они разрывали круг и устремлялись в атаку, громя превосходящие силы врага и не замечая опасности, боли и усталости.
По словам Сергея Алексеева, исследовавшего природу боевого ража, у воина, находившегося в трансе, обострялись чувства, подсознательно возрастала молниеносность реакций и мобилизировалась работа мышц.
Запрограммировав себя на победу, русские воины на поле битвы безжалостно рубили соперников, которые видели в них неадекватных людей, действовавших алогично.
Читайте наши статьи на Дзен