Русские староверы: зачем им нужен молитвенный коврик
Старообрядцы, которые считают христиан, последовавших за Никоном предателями истинной веры, придерживаются ряда дореформенных правил гигиены, отдаляющих их от православных, но сближающих с мусульманами.
Умывание перед молитвой
У староверов, как и у приверженцев ислама, обязательным ритуалом перед совершением молитвы является умывание. Наделяемая святой очистительной силой вода, призвана смыть грязь, с которой нельзя приступать к священнодействиям, в том числе к крестному знамению и молитве.
Исследователь старообрядческой культуры Валерий Керов в работе «Бог есть свят … и мы будем святы» приводит цитату: «На молитве неочистясь не будь», и там же объясняет, что в этом ритуальном моменте староверы отличаются от никониан. Именно поэтому в красном углу каждого раскольнического дома под иконами можно было обнаружить ёмкость с чистой водой для омовения. Кроме того приступать к молитве запрещалось в грязной одежде и с неопрятной внешностью.
В исламе ритуальное очищение перед намазом называлось тахарат и являлось обязательным для исполнения. В данном случае избавиться от физической нечистоты можно было путём малого омовения (вуду), в ходе которого необходимо трижды вымыть руки до запястья, сполоснуть рот, промыть нос, умыть лицо, почистить уши и в завершении обмыть стопы.
Имам Муслим объяснял это незыблемое правило словами Пророка Мухаммада, сказавшего: «Когда раб Аллаха, исповедующий Ислам, совершает омовение и омывает свое лицо, с лица его вместе с водой сходит все греховное, на что он смотрел своими глазами; когда он омывал руки, вместе с водой с рук его сходит все греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водою с ног его сходит греховное, к чему они направлялись, и так продолжается до тех пор, пока не выходит он свободным от грехов».
Георгий Катюк в книге «Исконно русская Европа. Откуда мы?» писал, что старообрядцам, так же как и мусульманам, в случае отсутствия воды, перед совершением молитвы следовало воспользоваться землёй или песком.
Молитвенный коврик
Как староверы, так и мусульмане использовали при совершении молитвы специальные коврики, которые христиане называли подручником, а магометане – саджжада. Предназначались эти атрибуты для одинаковой цели, дабы во время общения с Богом и совершении земных поклонов молящийся случайно не осквернил свои руки и лоб прикосновением к земле.
Подручник представлял собой тоненькую простёганную квадратную подушечку, без которого, по словам архимандрита Палладия, староверы не решались обращаться ко Всевышнему.
Саджжада, как символ отделения от внешнего мира, ограничен размерами, позволяющими справлять земной поклон не боясь соприкосновения с нечистотами.
Омовение после близости
В старообрядческой среде согласно данным, приведённым в книге Марией Корогодиной «Исповедь в России», мужчины после супружеской близости были обязаны совершить омовение и сменить одежду.
В исламской традиции и муж, и жена после интимных отношений должны были произвести ритуальное купание – гусль. Это полное омовение предполагало смывание половой скверны.
«Поганая» посуда
Из публикации Нины Лукьяновой становиться очевидным, что старообрядцы всегда настороженно общались с иноверцами, и не допускали, чтобы они прикасались к посуде, которой пользовались члены общины.
Угостив чужаков едой и питьём, староверы тут же избавлялись от емкостей, побывавших в руках у гостей, называя их «погаными». Чаще всего глиняные предметы они разбивали, а деревянные выбрасывали, поскольку полагали, что мытьём и отмаливанием невозможно очистить эти тарелки и чашки от скверны.
Но иногда атрибуты сервировки стола с печатью вероотступника после тщательного ополаскивания хранили в отдельном месте, и при случае подавали в ней еду и питьё всем остальным незнакомцам.
Подобное отношение староверы объясняли тем, что тело человека, поклоняющегося другому Богу и справляющего ритуалы по иному обычаю, столь же «грязное», как и его греховная душа.
«Чести» вкушать из особой посуды удостаивались православные последователи Никона, язычники, иноверцы, грешники и просто незнакомые люди.
Антрополог Наталья Душакова дополняет, что для чужаков староверы держали не только отдельную посуду, но и специальное ведро с водой, из которого могли пить исключительно гости.
В исламской традиции также существует запрет на пользование посудой, из которой вкушали неверные. В хадисе, описанном богословом аль-Бухари, на вопрос: «Можно ли есть из посуды людей писания?», дан ответ: «Не ешьте из нее, если вы можете найти другую посуду. А если нет, то помойте ее, а затем уже ешьте из нее». Сей факт, одни исламские толкователи религиозных текстов объясняют, тем, что для мусульманина слюна иноверца является нечистой, при этом они опираются на слова Аллаха в суре 9 «Покаяние», аят 28: «Воистину, многобожники нечисты».
В то же время другие богословы, в том числе шейх Салих Али аш-Шейх полагают, что данное ограничение возникло в связи с тем, что немусульманам дозволено есть свинину и мертвечину, а также употреблять алкогольные напитки. Именно из-за этого посуда иноверцев считается нечистой.
Читайте наши статьи на Дзен