Псковские дневники
Дом святой Анастасии
После долгого отсутствия в родном городе, я, наконец, вернулся (см. Возвращение). И все кажется здесь таким знакомым, родным, как будто оно всегда ждало тебя: псковский Кремль, старая крепость, и, конечно же, неповторимые псковские храмы. Самым величественным из них, бесспорно, является Троицкий собор. О нем еще расскажу.
На этот раз героями моего рассказа станут небольшие, приземистые псковские церкви. Встречаясь здесь на каждом шагу, они постоянно напоминают тебе о средневековом прошлом этого города. Иногда кажется, что они все похожи друг на друга, но приглядевшись, понимаешь, что каждая из них имеет свой яркий, индивидуальный характер. Именно они создают неповторимый облик Пскова, так органично сочетаясь с современностью.
Храм Анастасии Узорешительницы находится на Октябрьском проспекте в районе Детского Парка. Это самое сердце города. Он стоит как бы поодаль от шумного проспекта, не сразу и заметишь. В окрестностях бурлит городская жизнь: бесконечно снуют машины и автобусы, салоны и магазины ждут посетителей, — одним словом, суета сует. Но стоит лишь подойти ко входу в храм, как ты попадаешь в абсолютно иной мир. Город как бы отступает, и неожиданно веет каким-то сельским, домашним уютом. Вы пройдете мимо лавки, где вам улыбнется обаятельной, доброй улыбкой любимая всеми прихожанами Нина Ивановна.
Зайдя внутрь, попадаешь в особый, аскетичный, намоленный мир. Белые стены, безупречные пропорции и не так много икон. Это идеальное пространство для молитвы.
Здесь остаешься наедине со своими мыслями перед мощами покровительницы храма святой Анастасии и Параскевы Пятницы. Здесь обязательно обратишь внимание на строгий, но добрый лик святителя Луки Крымского, от которого исходит приятный благоуханный запах… И тут ты окончательно понимаешь, в каком невероятно святом месте находишься. В какой то момент я стал заходить сюда каждый день, пока, наконец, не понял, что уже без этого храма не могу. В беседе с общительной Ниной Ивановной я случайно обронил, что я раньше пел в хоре собора. И это вызвало незамедлительную реакцию: «Поговорите с нашим батюшкой! Приходите к нам попеть, у нас с мужскими голосами беда!». Я растерялся, но сама мысль, что я чем-то могу помочь этому храму, воодушевила. И я решил попробовать. Оказывается, голос остался. Службу и церковные тексты я тоже не забыл и быстро и органично влился в хор.
Община храма св. Анастасии заслуживает отдельного слова. Хора как такового здесь нет, поют прихожане. «Обязаловки» никакой нет, все приходят, когда могут. Каждый помогает здесь не потому, что так надо, а потому, что эти люди искренне любят и верят в то, что делают. Все всегда здесь рады друг другу. Это настоящая семья. И какие удивительные здесь люди!
Регент хора, Татьяна Васильевна, закончила консерваторию. С ней очень легко поется. А с какой любовью она управляет этим хором! Другой удивительный человек, завсегдатай храма, — знаменитый писатель, литературный критик Валентин Яковлевич Курбатов. Я с огромным удовольствием читаю его книги. Не удержался, попросил подписать одну на память. Удивительно скромный человек.
Если говорить о профессиях, то тут настоящая их палитра: инженер, заслуженный врач, иконописец, учитель иностранных языков… Конечно, когда читает Валентин Яковлевич, все умолкают и почтительно слушают. Но и остальные наши чтецы заслуживают внимания. Когда читает одна из них, Ирина, думаешь: «Где она этому научилась?». У нее удивительным образом получается читать по-старинному. Слушая ее, иной раз ловишь себя на мысли, что ты как будто в той, старой России.
Ну и, конечно, наши воскресные чаепития после литургии. Как будто собирается одна семья. Все относятся друг к другу с добротой и уважением, предлагают всем чай или пироги. За столом часто ведутся дискуссии о проблемах современного российского общества. Настоятель, отец Евгений — врач, и к этой сфере относится с особым трепетом. От него я узнал много нового o нашей медицине. И еще он читает потрясающие проповеди. Они не какие — то трафаретные: он говорит о реальных жизненных ситуациях, которые затрагивают всех. Он умеет достучаться до каждого стоящего в храме человека.
Подводя итог, могу сказать, что думается, пока на Руси стоят такие храмы, она будет жить. Поэтому я искренне говорю храму и общине св. Анастасии:
«Многая Лета, друзья!»
Даниил Шульц
Читайте наши статьи на Дзен