Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-03-20 18:31:09

Что нужно знать о Великом каноне Андрея Критского

Великий пост имеет ряд интересных богослужебных особенностей. В первую неделю поста во время великого повечерия читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Для тех, кто не успел послушать канон на в это время, установлено ещё одно чтение канона — в среду вечером на пятой неделе (21 марта в этом году).

Святой Андрей жил в VIII веке и сочинил для богослужения множество песнопений, но особенную известность приобрел именно покаянный канон.

Этот удивительный памятник церковной богослужебной поэзии многочисленными примерами из Ветхого и Нового Завета настраивает слушателей на главную тему Великого поста – покаяние. Большая часть произведения написана в уникальном жанре – в виде диалога автора со своей душой.

Горе мне, окаянная душа, что ты уподобилась первозданной Еве. Ты посмотрела со злым умыслом, горько была уязвлена, прикоснулась к древу и с дерзостью откусила от бессловесного (райского) плода.

Здесь душа сравнивается с праматерью Евой, попробовавшей в раю запретный плод. Преподобный Андрей сравнивает грех Евы с грехами души, которая точно так же может впасть в соблазн желания обладать чем-то неправедным,  греховным, недозволенным, как яблоко с райского дерева «познания добра и зла» (Быт. 2:9)

Вместо телесной Евы, во мне живет Ева мысленная – страстный помысел в моей плоти, который обещает мне сладость, но при вкушении становится горьким питьем.

Греховный помысел притягивает человека, обещает ему наслаждение, а в итоге вместо сладкого райского плода человек получает горький напиток.

Адам был изгнан из Эдема справедливо, так как не соблюл единственную Твою заповедь, о Спаситель. Как же я могу пострадать, ведь я отвергаю всегда Твои животворные слова (заповеди)?

Праотец Адам лишился рая за нарушение одного Божьего повеления, а мы, люди, постоянно преступаем множество заповедей.

В каноне вспоминаются и другие Библейские события, связанные с темой греха и покаяния. Гибель Содома и Гоморры, продажа Исавом первородства за чечевичную похлебку, продажа Иосифа в рабство собственными братьями, грех царя Давида, новозаветные притчи о милосердном самарянине и блудном сыне, покаявшаяся грешница и многое другое.

Каждому из стихов канона предшествует припев:

«Помилуй, мя (меня) Боже, помилуй мя (меня)», во время пения которого верующие делают поклоны.

В припевах вспоминается автор канона – преподобный Андрей Критский — и еще одна христианская святая – преподобная Мария Египетская (VI век).

Дело в том, что для тех, кто не успел послушать канон на первой неделе поста, установлено еще одно чтение канона — в среду вечером на пятой неделе (28 марта в этом году) в день памяти преподобной Марии Египетской, которая прошла удивительный путь от великой грешницы до великой христианской подвижницы.

Содержание канона, сама тональность богослужения настраивает нас на самоуглубление, подталкивает нас к размышлению о нашей жизни, о состоянии нашей души. Помогает задуматься о том, кто мы есть на самом деле, какие ошибки мы должны исправить, чтобы продолжать наш дальнейший земной путь.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: