Отпевание в православном храме: главные заблуждения
На третий день после смерти православного христианина над его телом единожды совершается заупокойное богослужение, в народе именуемое отпеванием. Значение этой церковной службы настолько высоко, что во времена становления христианства её причисляли к Таинствам.
Последование мертвенное мирских тел
Первое заблуждение, связанное с отпеванием заключается в неверном светском названии этого чина, поскольку в Требнике он известен как «последование мертвенное мирских тел».
Это молитвенное чинопоследование зовётся в миру отпеванием вследствие того, что значительная часть его молитв не проговаривается, а поётся.
Церковнослужители не видят ничего страшного в том, что данный чин в обществе называется альтернативным словом, главное для них, чтобы люди понимали важность этого священнодействия для душ усопших родственников.
Отпевание – это не пропуск в рай
Существует расхожее мнение, что совершая отпевание, священники автоматически открывают для умершего дорогу в рай. Протоиерей Алексей Митюшин, как и все церковники, заявляет, что это ошибочное предположение. Проводя чин «последование мертвенное» служители Веры напутствуют душу почившего, освобождая её от грехов, в которых он не успел или позабыл покаяться при земной жизни, просит Всевышнего удостоить его Царства Небесного. Но лишь Господь вершит Суд и решает, кого пускать в рай, а кого оставить в земле, из которой взят каждый из нас.
Отпевания – это своего рода заступничество родственников за покойного перед Богом и одновременно попытка облегчить страдания души от тех испытаний, которая она неминуемо должна пройти после смерти.
Соборно молясь во время отпевания, родные утешают душу усопшего, поэтому этот чин слывёт главным подарком, который могут сделать любящие люди для покинувшего этот мир человека.
К слову некоторые монахи, не желая облегчать свой путь к спасению, завещали не проводить этот чин над их телами, а попросту отдать их после смерти на съедение бездомным собакам или выбросить в помойную яму.
Заочное отпевание
В церковной практике существует такое понятие как заочное отпевание, когда в силу определённых причин над покойным нельзя было совершить важный чин вовремя с соблюдением всех заведённых ритуалов.
К таким исключительным эпизодам можно отнести трагические случаи, когда после смерти человека не удаётся найти его тела, такое может произойти в результате террористического акта или авиакатастрофы, серьезной автоаварии или кораблекрушения, гибели на войне или признания мёртвым без вести пропавшего родного.
Ввиду этих объективных причин священники могут совершить чин отпевания в церкви без принесения в него тела усопшего, но в присутствии чистосердечно молящихся об упокоении его души родных.
Однако в последнее время, участились случаи неверной трактовки заочного отпевания, которое рассматривается как своего рода отсрочка, когда родственники покойника заказывают такое богослужение уже после погребения из-за отсутствия у них времени, лености или желания сэкономить на транспортных расходах по доставке гроба в храм.
Причём зачастую они просто оплачивают заочное богослужение и покидают церковь, считая, что, таким образом, они позаботились о душе покойника.
Земельный обряд
Священник Алексий Плужников обращает внимание верующих на заблуждение относительно первостепенной ценности погребальной земли, которой после совершения чина отпевания батюшка крестообразно посыпает тело умершего перед накрытием крышки гроба.
В случае заочного отпевания родственникам усопшего даётся благословлённая трижды земля, которую они должны посыпать на могилу близкого человека.
По его словам в церковном Уставе нет никакого указания, на то, что эта земля обладает каким – либо сакральным свойством. До 1917 года практически на каждом кладбище России был храм, в котором и проводилось отпевание, после чего священнослужитель шёл вместе с похоронной процессией к могилке и в момент опускания в неё гроба, трижды брал лопатой землю и бросал её в яму. Этим действом священник демонстрировал собравшимся истину, что из земли мы сотворены и в землю же возвратимся.
Таким образом, в земельном обряде нет никакой святости, а его роль несколько возросла в советское время, когда верующие не имея возможности открыто отпевать усопших, обращались в немногочисленные действующие храмы за их заочным отпеванием, после которого священники давали им горсть земли, чтобы они сами завершили обряд.
В наши дни земля превратилась в едва ли не центральный объект отпевания, для получения которой находят время даже не сознательные родственники, заказывающие заочное отпевание.
Их не отпевают
Лица, совершившие акт самоубийства, по церковным канонам не могут быть отпеты в храме. Но если родственники самоубийцы смогут предъявить церковнослужителям доказательства наличия у него психического расстройства, а в епархиальном управлении им выдадут специальное разрешение, то священник сможет провести чин отпевания.
Не признаются самоубийцами люди, лишившие себя жизни по неосмотрительности (непреднамеренное отравление, падение, потопление), а также те, кто пошёл на греховный шаг в состоянии алкогольного опьянения и острого психопатического припадка.
Вместе с тем церковного чина «Последование мертвенное» лишаются люди, погибшие от ранений, полученных при совершении разбойного нападения, поскольку эти преступники причисляются к самоубийцам.
А женщины, умершие во время родов или в первые сорок дней после них, вопреки устоявшемуся мнению, могут быть отпеты в храме с соблюдением всех правил.
Белые одежды
Поскольку отпевание символизирует собой рождение души для Вечной Жизни, священники, совершающие этот обряд, всегда облачаются в праздничные белые одежды, резко контрастирующие с чёрными траурным одеянием родственников покойника.
Белый цвет, вобравший в себя все оттенки радуги, всецело соответствует тексту заупокойных молитв, в которых для усопшего испрашивается упокоение с праведниками, ходящими в белых ризах.