Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-06-14 18:28:22

Словеса о «небесах»

Мы снова возвращаемся на Русский Север. На этот раз – на небеса Русского Севера. Не в прямом смысле, конечно; мы не лётчики и не метеорологи. Мы хотим рассказать об удивительной и уникальной традиции «небес» в архитектуре и метафизике часовен и храмов Русского Севера.

Определимся с терминами. Собственно, «небо» — это тип потолочных перекрытий, применяемый в деревянных культовых постройках. Суть такой конструкции – в её лёгкости и особенностях монтажа, когда даже при больших пролетах не требуется промежуточных опор. Перекрытие удерживается на распоре балок каркаса. Технология такой сборки позволяет достигать эффекта купола и требует соответственной росписи. Каменные церкви на Русском Севере – явление позднее, исконная культовая архитектура здесь деревянная. Именно она является бесценным наследием, которое требует внимания и самого бережного сохранения.

Впервые термин «небо» встречается в письменных источниках в 1759 г. Это текст на балке западной стены Преображенского собора в Кижах, сообщающий о «возобновлении сиих «небес». При описании «небес» в письменных источниках XVIII—XIX вв. используются различные термины: «небо», подволока, потолок, кумпол. Живопись нарушает привычное восприятие плоскости потолка, она создает иллюзию большого пространства, объема. Фигуры святых даются на фоне небесной стихии с облаками, звездами, что обусловлено желанием воссоздать картину подлинного неба на потолках деревянных храмов.

Голубое пространство неба активно участвует в образно-эмоциональном строе всей композиции.Стремление к красоте внутреннего убранства храма было сродни стремлению северного крестьянина к красоте собственного дома. Мы знаем, как разнообразно украшались росписью предметы домашнего обихода. Сам дом, его фасады, карнизы, наличники окон часто становились полем деятельности деревенских художников-самородков. Эти росписи не требовали высокого профессионализма исполнения и возникали там, где появлялось желание сделать постройку красочной, нарядной. Этими же народными мастерами по желанию прихожан могли выполняться незамысловатые росписи отдельных элементов культового убранства: лавок, киотов, клиросов.

Когда же такие предметы попадали в руки художнику-профессионалу, то он создавал подлинное произведение искусства — на основе сюжетных и орнаментальных композиций. Таким образом, северный деревянный храм был местом творчества как профессиональных, так и народных мастеров живописи. Сюжетные росписи требовали не только знания основ техники живописи, рисунка, умения композиционно мыслить, но и знания иконографии и многих профессиональных навыков. Такими навыками обладали только художники-иконописцы.

Кардинальным отличием «небес» в традиции деревянного церковного зодчества Русского Севера от архитектуры каменных церквей является то, что, как правило, «небесные своды» северных церквей и часовен расположены на достаточно близком расстоянии от пола. Это связано, прежде всего, с тем, что в климатических условиях Севера было нецелесообразно давать много «воздуха» в культовое помещение, иначе можно было просто-напросто заморозить и прихожан и ценную роспись.

 

«Небеса» в северных церквях можно рассматривать  подобно  иконостасу. Человек здесь приближается к «горнему миру» очень близко, до «неба» здесь – рукой подать.

Рудевич  Алексей

Фото: Т.Заводская, Ю.Огурцов, М.Зак, К.  Вуцен,

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: