Образ Богоматери Одигитрии: что стало с главной святыней Константинополя
История образа Одигитрии – Богоматери-Путеводительницы, словно в фокусе собирает и проявляет многие ключевые понятия христианского вероучения и культа. По отношению к ней можно во многом судить о глубине понимания самого богословия иконы. В то же время, на протяжении веков эта икона оставалась – и в некоторых новых формах остается – одной из ключевых реликвий христианского мира.
Апостол Лука – иконописец
Предание о том, как апостол Лука – один из 70 апостолов, сподвижник апостола Павла, греческий врач и проповедник – написал образ Богоматери не то на кипарисовой дощечке, не то на доске стола, за которой совершали трапезу Иисус, Дева Мария и Иосиф, входит в число широко известных сказаний, достоверность которых легко подвергать сомнению скептикам, но которые ни в каком «ученом» анализе не нуждаются.
Безусловно, настоящее почитание икон начинается только в IV в.; безусловно, на иконе Богоматерь предстает молодой и с Младенцем-Христом на руках, в то время как, согласно преданию, икона была написана Лукой через 15 лет после Вознесения… Но речь в сказании не об этих скучных материях. А о самой возможности запечатления земного, телесного образа Христа и образа его Матери, способной вместить Божественного Отрока.
Умножение образов
С самых первых шагов у неискушенного человека возникает множество вопросов и противоречий. Кто перенес образ, написанный Лукой, в Константинополь? Был ли образ исполнен в рост или по пояс? Каким было историческое изображение? Сохранилось ли оно до наших дней? И где оно находится сейчас? Будем разбираться шаг за шагом, рассматривая версии и историю главных икон. Но для начала вспомним базовый принцип: согласно богословию иконы, список с чудотворного образа принимает на себя и название, и чудотворящие свойства прототипа.
И ветхая доска благополучно заменялась в древности на новую, не меняя ни имени, ни авторитетности для верующих. Потому что дело было и остается не в «досках и красках», а в самом образе. Собственно говоря, для поклонения для истинно верующему человеку нужна не «та самая, историческая доска», а образ, веками переходящий с одной доски на другую – чем и отличается настоящее почитание иконы от любопытства и трепета коллекционера. Так что, с богословской точки зрения, ВСЕ образы, о которых пойдет речь дальше, истинные! Потому что имеют прямую традицию, восходящую к первоначальному прототипу.
Появление Одигитрии
Прежде всего: исторически «иконой Луки» считается тип Богоматери Одигитрии – на нем Христос правой рукой благословляет, в левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель; Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развернута к предстоящим, являя собой образ Церкви.
Образ, написанный Лукой, первоначально находился в его родном городе Антиохи, затем был перенесен в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии. Дальше возникает первое «раздвоение» предания: по одной версии, Пульхерия преподнесла икону во Влахернскую церковь, почему образ стал называть Влахернским; по другой, икона была помещена в монастырь Одигон.
Образ из Одигона
Чудеса Одигитрии начинаются с 453 года, когда её вынесли из монастыря Одигон на стены города при нашествии врагов – и она обратила их в бегство. Каждый вторник Одигитрию выносили 20 человек из Одигона и проносили в особой процессии через весь город до монастыря Пантократора и обратно; при этом массивная икона «летала» по воздуху – поочередно ее несли на спине, крутясь и передавая друг другу в священном танце. Именно эта икона считалась главной святыней и хранитильницей Константинополя.
Она пережила взятие города крестоносцами в 1204 г., вероятно, все же осталась в нем, накануне взятия города турками в 1453 г. ее перенесли из Одигона ближе к стенам – в монастырь Хора, на этом известная история образа (точнее этой исторической «доски» с образом, должно быть, самой древней) заканчивается. Судя по описаниям, это был образ Богоматери в полный рост. Таким его скопировали венецианцы – и его можно увидеть сегодня в мозаике апсиды в Торчелло и там же на медной пластине XII века, представляющей византийскую Одигитрию.
Влахернская икона
Этот образ был поясным. Его списки – и списки со списков – исчисляются десятками и сотнями. В Византии это Богоматерь Перивлепта XIV века, Психосострия (Душеспасительница) 1312-1325 годов. В позднейшей Греции – Богоматерь Сумельская и Киккская.
На Руси – Богоматерь Смоленская, Тихвинская, Казанская. Грузинская. Иверская. В Польше – Ченстоховская.
Есть списки и в Италии. Историческая, «первая», Влахернитисса до нас не дошла, но явное сходство ее воспреемниц дает вполне ясное представление о типе поясной Одигитрии. Самая древняя из них – Смоленская.
Читайте наши статьи на Дзен