Почему православным монахам нельзя носить имена, данные при рождении
Человек, принимая монашеский постриг, полностью отказывается от суетного мира вещей, как бы умирает для него. Он дает обет нестяжания, аскезы и молитвенного подвига, рождаясь для новой жизни во Христе, и поэтому получает новое имя. Традиция эта уходит корнями в Ветхий Завет, в котором сам Господь дает новое имя Авраму, знаменуя этим его избранность, отречение от язычества и Завет с Богом: «…и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Книга Бытия 17: 4–5).
«Новый человек» против «ветхого»
Священник из Санкт-Петербурга Сергий Шалберов уточняет, что после таинства Крещения душа человека как бы разделяется на две части. Одна ее часть, которую условно можно назвать «новым человеком», стремится жить по заповедям Христа и избегать соблазнов мира, в то время как вторая часть всячески «тормозит» процесс соединения человека с Богом, желая жить по законам бренного мира, наслаждаться его благами и соблазнами. Целью «нового человека» становится, по словам апостола Павла, совлечение с пути «ветхого человека» и облечение в «человека нового». И монашество в этом случае становится главным «радикальным» путем, по которому нужно пойти «новому человеку», чтобы одержать победу над человеком «ветхим», греховным.
Поэтому в чине пострига послушника в монахи объявляется о смерти «ветхого» человека и о рождении «нового человека». Этому «новому человеку» и дают новое имя.
Как выбирают монаху имя
Интересная деталь: вплоть до самого пострига послушник не знает своего нового имени. Его выбирает тот священник, который проводит Таинство пострига, руководствуясь духовной пользой для своего духовного чада или другими соображениями.
Иеромонах Кирион из Саввино-Сторожевского монастыря указывает, что в одних монастырях имена монахам дают по месту пострига, в других — по именам святых старцев, подвизавшихся в обители. Могут назвать именем того святого, на чей праздник приходится постриг, а могут подобрать имя по наитию, поскольку проводящий Таинство считает, что именно это имя будет подходить «новому человеку».
Кирион указывает, что иногда монаху могут сохранить и его мирское имя, а изредка человек может предложить имя сам — это не возбраняется. Но все же чаще всего бывает так, что новое имя принимающий постриг слышит во время таинства в первый раз. Принятие нового имени становится первым шагом в послушании наставникам и Богу.
Во время Таинства пострига кандидат в монахи дает обет целомудрия, нестяжания и послушания, а после пострига монах и вовсе должен забыть день своего рождения, который указан в паспорте. Отныне и навсегда братия обители будет поздравлять его с Днем Ангела — днем, когда он принял постриг.
Из рясофорников — в схимники
Таинству пострига в монахи обязательно предшествует время испытаний — трудничество в монастыре, затем послушание, во время которого желающий стать монахом трудится во славу Бога и несет определенные обязанности в монастыре. Причем его образование или предпочтения часто не учитываются, например, послушника, имеющего образование архитектора, могут послать убирать скотный двор, а бывшего механика — работать в пекарне. Это делается для того, чтобы испытать человека. Затем начинаются степени монашества: рясофорство (в Греции рясофоры не считаются монахами, а только послушниками), иночество, Малая схима и Великая схима. Эти степени монашества отличаются обетами, правилами послушания и одеждой, которую имеют право носить монахи.
При постриге послушника в рясофорные монахи человек получает новое имя. Одежда рясофорника состоят из рясы и камилавки, он имеет право носить четки.
Далее следует иночество — так называемое «новоначальное» монашество. Многие монахи всю жизнь остаются на этой степени монашества.
Далее следует Малая схима — полное отречение человека от мира. Человек опять нарекается новым именем и дает монашеские обеты: нестяжания, целомудрия и послушания — отказа от собственной воли. Постриг совершают на Литургии, после чего монаха облачают в хитон и параман, опоясывают поясом, надевают на него рясу и мантию. На ноги одевают сандалии, а на голову клобук, в руки дают четки.
С этого момента монах беспрекословно следует воли избранного им старца — духовного руководителя. Дьяконы, принявшие Малую схиму, становится иеродьяконами, иереи — иеромонахами.
Высшей ступенью монашества является Великая схима — полное отчуждение от мира людей для соединения с Богом. Принявших Великую схиму называют схимниками или схимонахами. Схимонахи живут отдельно от остальной братии. Они уже не трудятся и проводят время в непрестанной молитве Богу. Именно схимники уходят в затвор или добровольно погребают себя в пещерах, где остаются наедине с Богом. В облачение схимника входят подрясник и ряса, аналав и хитон, пояс, сандалии, четки, куколь и мантия.
При постриге в Великую схиму монах снова меняет имя, теперь уже окончательно. В современной России в Великую схиму чаще постригают монахов «библейского» возраста, страдающих тяжелыми физическими недугами. В греческой традиции существует только две степени монашества — это рясофорный постриг и Великая схима.
Таким образом, монах Русской православной церкви меняет имя трижды — во время рясофорного пострига, пострига в Малую схиму и пострига в Великую схиму. Каждая ступень монашества возлагает на монаха новые обязательства перед Богом.
Читайте наши статьи на Дзен