Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-03-07 13:11:32
Орынганым Танатарова

Какую пищу запрещено есть в Масленицу

Когда мы слышим о масленичных гуляньях, то воображение сразу рисует столы с обильным угощением. Причем это не только традиционные блины, но и разнообразные пироги, оладьи, вареники, пельмени, всевозможные закуски. В общем, настоящий праздник для любителей народной кухни. А между тем неделю перед Великим постом Русская православная церковь называет Сырной седмицей. И далеко не все продукты разрешены к употреблению в это время для верующих людей.

Пир на весь мир

Многие специалисты отмечали в своих работах языческую природу Масленицы. В том числе и ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге Елена Львовна Мадлевская — составитель энциклопедии «Русская мифология».

«Первоначально масленичные действия соотносились с началом Нового года, приходившегося, согласно системе летоисчисления в Древней Руси, на март. Богатая масленичная еда, ее подчеркнутая избыточность, по всей видимости, имели непосредственное отношение к так называемой магии первого дня, в данном случае — Нового года», – написала Е. Л. Мадлевская.

Этнографы полагают, что само слово «Масленица» связано с обильной жирной пищей, которую традиционно готовили на стыке зимы и весны, чтобы богатым угощением и веселыми молодецкими забавами приблизить наступление теплого времени года. Неслучайно Масленицу в устном народном творчестве величали: «обжора», «жироеда», «пьяница», «блиноеда», «широкая», «разгульная», «толстая» и т. п.

Считалось, что наступающий год не будет урожайным и прибыльным, если на этот праздник не веселиться от души, не тешить себя всякими яствами. Причем не возбранялась и водочка.

Может показаться, что Масленица не по душе представителям церкви. Но на самом деле православное вероучение не имеет ничего против встреч с родственниками и друзьями за праздничным столом, тем более ради укрепления мира и согласия между близкими людьми.

Роман известного писателя Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне», проникнутый духом православия, был впервые полностью опубликован в Париже в 1948 году. В этом произведении есть такие строки: «А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Сырная седмица

И все же, далеко не все народные забавы однозначно одобряются христианской религией. С точки зрения церкви, неделя, предшествующая Великому посту, должна быть посвящена подготовке тела и духа к добровольному самоограничению в пище до самой Пасхи.

На официальном сайте Свято-Успенской Святогорской лавры сказано: «Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям». По мнению служителей церкви, рассказ об истоках Сырной седмицы оставил в своих трудах греческий церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул, живший в XIV веке.

Оказывается, еще византийский император Ираклий I (575—641 гг.) после шести лет войны с шахиншахом Ирана Хосровом II Парвизом дал обет Богу, что не будет есть мяса в последнюю неделю перед Великим постом. Так православный правитель решил продемонстрировать свою лояльность Всевышнему и покорность перед Ним. И на самом деле византийская армия одержала важную победу. А сам Ираклий I остался в истории как человек, который вернул в Иерусалим особую христианскую святыню — Животворящий Крест, захваченный ранее войсками Хосрова II.

И в память о победе над персами весь православный мир стал отмечать Сырную седмицу, когда не возбраняется употребление в пищу молочных продуктов (в том числе сыра), яиц и рыбы, но мясные деликатесы уже под запретом — в преддверии Великого поста. Не случайно в народе Масленицу еще называют мясопустной неделей.

Без мяса, конфет, алкоголя и обжорства

Иеромонах Иов (Гумеров) дал подробное разъяснение о пищевых запретах на Сырную седмицу на портале «Православие.ру». Представители церкви не одобряют народной традиции проводить эту неделю разгульно, предаваясь обильным возлияниям и обжорству.

«Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Ее значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение», — считает иеромонах Иов (Гумеров).

То есть под запрет попадают все мясные закуски и полуфабрикаты, пельмени, колбасные изделия. Алкогольные напитки тоже не способствуют благочинному настроению. Традиционные блины, хоть и вполне соответствуют Сырной седмице, не должны быть слишком жирными. Ими не рекомендовано объедаться «от пуза». И главное, начинка не может быть приготовлена из мясного (печеночного) фарша, как любят многие россияне.

Некоторые священнослужители добавляют в запрещенный список и всевозможные сладости, ведь подготовка к Великому посту должна проходить постепенно, и резкий отказ от любимых кондитерских изделий может негативно сказаться на настроении человека, поколебать его решимость. Поэтому от сладкого и блинов с вареньем рекомендовано воздерживаться по мере возможности.

Язычники и христиане

Пожалуй, Масленица — самый двойственный из народных праздников, ведь в нем явно отразились многочисленные противоречия между язычеством и христианством. Церковь одобряет традиции гостеприимства и благотворительности, угощения всех нуждающихся во время этой недели. Вместе с тем православие отвергает разудалое веселье, традиционные кулачные бои, обильные застолья с алкогольными напитками.

Приурочив Сырную седмицу к Масленице, церковь постаралась убедить людей забыть мистический смысл этого праздника, который представлялся язычникам как победа Весны над темными и холодными силами Зимы, как обновление жизни. Но россияне все равно не поддаются аскетическому настрою на стыке двух сезонов. Традиционно Масленицу отмечают весело, не ограничивая ни себя, ни гостей в угощении. Многие этнографы отмечают явное сходство этого праздника с карнавальными гуляньями, проводившимися во многих странах Западной Европы и Латинской Америки в течение долгих веков.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: